![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Согласно многочисленным отечественным и зарубежным исследованиям, одним из ключевых достижений дошкольного возраста и компонентом готовности к школьному обучению является развитие произвольности или регуляторных функций (Выготский, 1984; Гуткина, 2000; Смирнова,2015; Эльконин, 2006; Blair, 2002; Willoughby et al., 2012). Значимость развития когнитивной регуляции дошкольников особенно очевидна в свете той проблемы, что большое количество детей приходят в начальную школу с низким уровнем развития соответствующих навыков, и в результате они испытывают трудности в адаптации и добиваются меньших успехов в учебе (Bates, Dale & Thal, 1995; Farkas & Beron, 2004; Gathercole, Pickering, 2000; Welsch et al., 2010; Yeniad et al., 2013; Кузьмишина, 2005). Проблема диагностики и развития произвольности является одной из наиболее актуальных при анализе особенностей развития ребенка, поскольку именно регуляторные функции обладают большой предсказательной силой в отношении будущих успехов ребенка в школе, его общего когнитивного, эмоционального развития и даже социально-экономического статуса во взрослом возрасте. Измерительные инструменты развития регуляторных функций базируются на нейропсихологическом подходе, сформировавшемся в рамках культурно-исторической теории (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Т.В.Ахутина, Ж.М. Глозман, Ю.В.Мекадзе). Однако адаптированных инструментов, которые бы позволили проводить комплексную диагностику различных показателей развития регуляторных функций, в настоящее время в России представлено недостаточно, что затрудняет как проблему сравнения получаемых данных с международными данными, так и построение индивидуальных развивающих маршрутов для детей дошкольного возраста. В рамках предлагаемого исследования будет проведена адаптация нейропсихологической батареи NEPSY, основанной на культурно-историческом подходе в психологии (Korkman, Kirk, Kemp, 2007), на выборке не менее 300 детей в возрасте 5-7 лет, что позволит сравнить получаемые данные с международными нормами и получить качественно адаптированный инструментарий. Важным исследовательским вопросом является вклад различных аспектов образовательной среды в становление регуляторных функций в дошкольном возрасте. Согласно культурно- исторической концепции именно специфика социальной ситуации развития оказывает решающее влияние на становление произвольности психических функций ребенка. В тоже время в России не представлены исследования, в рамках которых были бы соотнесены особенности психического развития детей и такие аспекты образовательной среды детского сада как: • Доступность и мобильность предметно-пространственной среды; • Вариативность предметно-пространственной среды; • Наличие/отсутствие условий для отдыха и комфортного пребывания ребенка (уютные уголки, мягкие игрушки, мягкая мебель); • Наличие/отсутствие и количество выделенных центров детских интересов; • Возможность самостоятельного использования детьми оборудования и материалов в центрах по интересам; • Особенности связанного с детьми оформления пространства (имеет ли большая часть демонстрируемых работ отношение к текущей деятельности детей; выполнены ли работы на стенах руками детей; преобладают ли индивидуализированные работы детей) • Специфика оборудования для развития крупной и мелкой моторики; • Особенности детско-взрослой коммуникации во время еды, сна, прогулки, гигиенических процедур; • Особенности обеспечения безопасности детей в группе; • Наличие, доступность и разнообразие книг и иллюстраций; • Соблюдение персоналом баланса между слушанием и говорением в соответствие с возрастом и способностями детей; • Обеспечение персоналом связи между письменной и устной речью ребенка; • Стимулирование педагогами размышления детей в течение всего дня, опираясь при формировании понятий на текущие события и опыт; • Введение новых понятий с учетом интересов и потребностей детей; • Наличие в коммуникации вопросов, побуждающих задавать все более развернутые ответы; • Использование знаков и символов для разметки (подписей) оборудования в группе и этапов режимных моментов для поощрения самостоятельности детей; • Преобладание индивидуального самовыражения при использовании материалов для занятий искусством; • Обеспечение условий для игр с песком и водой; • Особенности структурирования образовательной программы и распорядка дня; • Обеспечение условий для свободной игры; • Особенности корпоративной культуры работников детского сада • Особенности организации взаимодействия с родителями и др. На примере не менее 30 групп детей дошкольного возраста будет изучена взаимосвязь различных аспектов образовательной среды и развития регуляторных функций. С этой целью планируется использование «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях». Полученные данные позволят сформулировать рекомендации относительно создания образовательных сред, в наибольшей степени способствующих развитию регуляторных функций детей
According to numerous studies, one of the key preschool age achievements and components of school readiness is the development of voluntariness or executive functions (Vygotsky, 1984; Gutkina, 2000; Smirnova, 2015; Elkonin, 2006; Blair, 2002; Willoughby et al., 2012). The significance of the development of preschool children’s cognitive regulation is particularly evident when viewed through a prism of the issue that a large number of children come to a primary school with a low level of relevant skills development and as a result they experience difficulties in adaptation and achieve less success in their studies (Bates, Dale & Thal, 1995; Farkas and Beron, 2004; Gathercole, Pickering, 2000; Welsch et al.,2010; Yeniad et al., 2013; Kuzmishina, 2005). The issue of diagnosing and developing voluntariness is highly relevant to analyzing the specific features of child development because it is the executive functions that have a great predictive power with respect to the child's future success in school, his or her overall cognitive and emotional development and even socioeconomic status in adulthood. The measuring tools for executive functions development are based on a neuropsychological approach which has been formed as part of the cultural-historical theory(L.S.Vygotsky, A.R.Luria, T.V. Akhutina, Zh.M. Glozman, Yu.V. Mekadze). However, Russia currently lacks a sufficient amount of adapted tools that would allow a comprehensive diagnosis of various indicators of executive function development which makes it difficult both to compare the data obtained with that coming from international sources and to build individual developmental routes for preschool children. Within the framework of the proposed study, a neuropsychological battery of NEPSY tests based on the cultural-historical methodology (Korkman, Kirk, Kemp, 2007) will be adapted for a sample of more than 300 children aged 5-7 years which will make it possible to compare the data obtained with international standards and to acquire a qualitatively adjusted toolkit. The important scholarly issue is that of the contribution which various aspects of an educational environment make to the development of executive functions in the preschool age. According to the cultural-historical concept, it is the specificity of the social development situation that exerts a decisive impact on developing the voluntariness of a child's mental functions. At the same time, there is no research available in Russia that would compare the features of children's mental development and such aspects of the educational environment in a kindergarten as: • Accessibility and mobility of the object-spatial environment; • The variability of the object-spatial environment; • Presence / absence of conditions for a child’s rest and comfortable stay (cozy corners, soft toys, upholstered furniture); • Presence / absence and number of allocated centers of children's interests; • Possibility of children’s independent use of equipment and materials in the interest centers; • Features of child-related space design (Do most of the works shown relate to the children’s current activities? Have the works on the walls been made by children themselves? Do children’s individualized works predominate? • Specificity of equipment designed to develop gross and minor motor skills; • Aspects of child-adult communication during meals, sleep, walks and hygienic procedures; • Aspects of child safety in a group; • Availability, accessibility and variety of books and illustrations; • Staff observation of the balance between listening and speaking in conformity with children’s age and abilities; • Staff provision of connection between a child’s written and oral speech; • Care-givers’ encouragement for children’s reflections throughout the day by using current events and experiences to rely on when forming their concepts; • Introduction of new concepts with an eye on children’s interests and needs; • The presence of questions prompting children to give more detailed answers in the communication; • Use of signs and symbols for marking (signatures) of equipment in a group and stages of regime moments for encouraging children’s independence; • Predominance of individual self-expression when using materials during art classes; • Providing facilities for playing sand and water games; • Aspects of structuring the educational program and the daily routine; • Providing conditions for free play; • Specific features of kindergarten staffers’ corporate culture; • Salient features of organizing interaction with parents, etc. As many as 30 groups of preschool children will serve as a basis for studying the relationship between various aspects of the educational environment and the development of executive functions. For this purpose, it is planned to use the Early Childhood Environment Rating Scales (ECERS). The data obtained will make it possible to formulate recommendations on creating educational environments that are most conducive to the development of children’s executive functions
Уровень развития регуляторных функций имеет большой прогностический потенциал. Известно, что дошкольники, которые хорошо выполняют задания, направленные на диагностику сдерживающего контроля, показывают более высокий уровень развития математических навыков(Blair, Razza, 2007; Bull, Lee, 2014; Cantin et al., 2016; Clark, Pritchard, Woodward, 2010; Yeniad et al., 2013). Развитие регуляторных функций в детском возрасте предсказывает дальнейшее развитие социальной компетенции детей (Denham, Brown, Domitrovich, 2010) и даже социоэкономическийстатус во взрослом возрасте (Moffitt et al., 2011). Поскольку именно в дошкольном возрасте происходит активное становление регуляторных функций, любая формирующая и коррекционная работа, направленная на развитие данных способностей, будет наиболее эффективна (Выготский, 1984; Венгер, 1967; Best, Miller, 2010; Diamond, Lee, 2011). В рамках данного исследования предполагается разработка и адаптация инструментария, который бы позволил проводить диагностику различных компонентов регуляторных функций детей дошкольного возраста. Наличие подобного инструмента позволит существенно сэкономить не только время при проведении диагностики, но и построить индивидуальный развивающий маршрут для каждого ребенка. Инструментарий позволит осуществлять диагностику внимания и произвольности - торможение, саморегуляции, контроля, выборочного внимания, распределение, объем и переключение внимания; языка и коммуникации - восприятие речи, выразительноепроизношение, беглости речи и способность художественного самовыражения; сенсомоторных функций – мелкая и крупная моторика, подражательная функция кисти, ритмичность и последовательность движений; визуально-пространственная ориентация; обучаемость и память - память на слова, фразы и лица; краткосрочная и долгосрочная память; восприятие, хранение и воспроизведение информации; социального развития - способности распознавать эмоции; представлять, что думает и чувствует другой человек. Полученные в результате использования шкал оценки образовательной среды данные и их сопоставление с данными о развитии регуляторных функций детей позволят на доказательной основе сформулировать: 1) Методические рекомендации по формированию в дошкольных образовательных организациях предметно-пространственной образовательной среды, максимально способствующей развитию регуляторных функций детей дошкольного возраста; 2) Методические рекомендации по формированию коммуникативной образовательной среды, максимально способствующей развитию регуляторных функций детей дошкольного возраста; 3) Методические рекомендации по использованию нейропсихологического диагностического инструментария, направленного на диагностику регуляторных функций детей дошкольного возраста; 4) Методические рекомендации по развитию регуляторных функций у детей дошкольного возраста с учетом особенностей образовательной среды организации.
Таким образом, результаты выполнения проекта позволят обеспечить профессионалов необходимым инструментарием для диагностики и построения индивидуальных и групповых маршрутов по развитию регуляторных функций у детей дошкольного возраста, что в свою очередь будет способствовать системному решению проблемы повышения готовности детей к школьному обучению.
грант РНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 августа 2017 г.-30 декабря 2017 г. | Развитие произвольности у дошкольников в вариативных образовательных средах |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Развитие произвольности у дошкольников в вариативных образовательных средах |
Результаты этапа: | ||
3 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Развитие произвольности у дошкольников в вариативных образовательных средах |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".