Социально-экономическая эффективность развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока (РГО-РФФИ)НИР

Rhoa Socio-economic efficiency of development of transport infrastructure of Siberia and the Far East

Источник финансирования НИР

другие гранты РФ, Грант РГО

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 июня 2017 г.-31 декабря 2017 г. 17-05-41087 РГО_а Социально-экономическая эффективность развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока
Результаты этапа: Предложена модель формирования низкоплотных агломераций на юге Сибири и Дальнего Востока за счет развития ТКИ. Исследования позволили выделить в качестве первоочередных кандидатов Красноярскую, Иркутскую и Владивостокскую потенциальные низкоплотные агломерации с максимальными радиусами 200 км. Основной эффект оценивается через увеличение свободы выбора мест приложения труда, учебы, отдыха и т.п. Формула Шеннона, позволяет оценить синергетический эффект, когда разнообразие и сложность растут за счет агломерирования отдельных населенных пунктов. Общеизвестно, что эффекты урбанизации проявляются при высокой концентрации (плотности) субъектов экономических отношений (хозяйственной деятельности) и диверсификации этой деятельности. При близости субъектов происходит активный обмен и переток знаний, умений и компетенций. Формирование новых технологий за пределами городов возможно, но сильно ограничено. Расширяется и рынок труда в т.ч. в части «творческих профессионалов». В общем случае разнообразие является матрешечным понятием: разнообразие отраслей народного хозяйства; внутри ОНХ разнообразие отраслей (например, внутри промышленности ТЭК, ЧиЦ металлургия и т.д.); внутри отрасли промышленности разнообразие подотраслей и предприятий. Конечной ячейкой расчета разнообразия является хозяйствующий субъект (в идеале пространственно локализованное предприятие). При этом расстояние рассматривается как индикатор познавательной (степень близости в знаниях, умениях и компетенциях), организационной, социальной (степень доверия), институциональной и технологической близости. В случае высокой моноспециализации (монофункциональности) города или региона (обедненном разнообразии) возможен «эффект блокировки», когда обмен между организационно- и технологически близкими субъектами не происходит. В противоположном пространственном варианте (отсутствие или неразвитость ТКИ), он будет отсутствовать или крайне мал из-за невозможности взаимодействия между «удаленными» субъектами агентами. Поэтому важно не просто разнообразие хозяйствующих субъектов и участников трудовых отношений в городе или регионе, а разнообразие в смежных отраслях – так называемое «связанное разнообразие» (от англ. related variety). В первоочередном порядке предлагаются Красноярская, Иркутская и Владивостокская агломерации Таким образом, критерием эффективности может выступать повышение уровня разнообразия и сложности, запуск агломерационных и кластерных процессов.
2 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. 17-05-41087 РГО_а Социально-экономическая эффективность развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока
Результаты этапа: Выполненены полевые исследования, подведены этапы развития инфраструктуры и выявлены факторы социально-экономической эфективности транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. Опубликованы статьи, сделаны доклады на конференциях.
3 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. 17-05-41087 РГО_а Социально-экономическая эффективность развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока
Результаты этапа: Разработана математическая модель формирования Иркутской низкоплотной агломерации, которая создает научный базис для обеспечения социального эффект за счёт повышения разнообразия мест приложения труда, досуга и отдых в результате достройки транспортного каркаса прилегающих к ядру (г. Иркутск) территорий. Обоснована необходимость перехода на интенсивное транспортное строительство в Западной части Якутии, в силу максимального комплексного минерально-сырьевого разнообразия региона, выгодного ЭГП по отношению к потенциальным агломерациям Иркутска и Красноярска, возможностью решения проблемы «подключения» столицы республики (Якутска) к единой транспортной системе страны без строительства сверхзатратного моста через реку Лену. Условное название новой автомагистрали «Усть-Кут – Якутск» (Тайшет – Братск - Усть-Кут – Верхнемарково - Ленск – Мирный - Нюрба – Вилюйск – Якутск). Показана потенциальная ограниченность субширотных магистралей Дальнего Востока в случае расширения продовольственного экспорта в Китай. Сделан вывод о важной социальной функции транспортной инфраструктуры для обеспечения населения продовольствием и товарами народного потребления. Обоснована взаимосвязь удельного веса транспортной составляющей в издержках региональных экономик. По результатам исследования опубликованы 2 статьи в изданиях Scopus и 2 статьи в изданиях перечня ВАК, сделано 4 доклада на конференциях

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".