Экспериментальное и численное исследование новых типов судовых движителей, использующих волновую энергетику моряНИР

Соисполнители НИР

Институт механики МГУ им.М.В. Ломоносова Соисполнитель

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
2 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Экспериментальное и численное исследование новых типов судовых движителей, использующих волновую энергетику моря
Результаты этапа: Для проверки возможности использования наклонной пластины в качестве волнового движителя реального судна, на гидроканале Института механики МГУ проведено исследование движения против (и в направлении) волн, катамарана, оборудованного волновым движителем – пластиной. Волнодвижитель устанавливался в средней части катамарана между корпусами. Были проведены исследования зависимости скорости движения катамарана против волн в зависимости от параметров волнодвижителя и самих волн. Оказалось, что величина эффекта движения против волн не меньше, чем в проведенных ранее экспериментах с волнодвижителями, прикрепленными к тележке. Показано, что имеется немонотонная зависимость скорости движения от длины набегающих волн. В зависимости от длины волн характер движения катамарана различен – судно движется против волн, периодически увеличивая скорость, причем, период либо совпадает с периодом волн, либо в два раза больше. Для достаточно коротких волн имеет место монотонное движение. Показано, что те же волнодвижители при измененных параметрах установки пластины могут весьма эффективно использоваться для обеспечения хода катамарана по волнам. С помощью вычислительного пакета XFlow было проведено численное моделирование процесса образования волн в канале с помощью клиновидного волнопродуктора и, одновременно, воздействия этих волн на наклонную пластину, с плавучестью, равной плавучести катамарана. Сравнение рассчитанных параметров волн и параметров движения катамарана с экспериментальными данными показало удовлетворительное согласование. В гидроканале на модели реального судна проведены экспериментальные исследования эффективности волнодвижителей типа «Подводный парус» в зависимости от размещения волнодвижителей по длине корабля. Исследования проводились для свободно плавающей модели и для модели, прикрепленной к подвижной тележке. В обоих случаях получены зависимости скорости корабля от параметров волнения. Наиболее эффективным оказалось размещение волнодвижителя в район носовой оконечности судна. В гидроканале, снабженном волнопродуктором, проведены исследования движения вблизи поверхности воды модели конкретного подводного судна, снабженного волновыми движителями типа «Подводный парус». Результаты показали целесообразность использования волнодвижителей в некоторых режимах плавания подводных судов. Начата экспериментальная работа восстановленной динамометрической тележки на гидроканале Института механики МГУ. Изготовлена буксируемая модель и экспериментально поставлена задача о качении негладкого цилиндра по свободной поверхности воды. Проведено моделирование создания подъемной силы, возникающей при движении вращающегося колеса по поверхности воды, дан анализ размерностей определяющих параметров и получены безразмерные комбинации, описывающие это явление.
3 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Экспериментальное и численное исследование новых типов судовых движителей, использующих волновую энергетику моря
Результаты этапа: Идея использования энергии морских волн для движения судов возникла в конце 19 века. В середине 30-х годов XX века профессором Ленинградского кораблестроительного института Г.Е. Павленко была высказана и математически обоснована идея использования энергии качки для движения судна. В качестве движителей предлагалось использовать жесткие поворачивающиеся крылья, установленные вдоль бортов в подводной части корпуса судна. В настоящее время известно много схем и конструкций волновых движителей, использующих этот принцип. Существенное отличие построенного в ходе работ проекта волнового движителя в том, что механизм создания силы тяги не связан с качкой, а лишь с взаимодействием волн с элементами конструкции судна. Отправной точкой исследования явилась работа профессора МГУ Ю.Л. Якимова, где описана идея использования импульса падающей жидкости при опрокидывании морских волн для движения судна. В настоящей проекте в качестве модели движителя используется погруженная в жидкость наклонная пластина, жестко скрепленная с корпусом судна. На первом этапе исследовалась пластина, закрепленная на свободно перемещающейся вдоль волнового канала тележке. На втором этапе была построена модель судна-катамарана, оснащенная наклонной пластиной, установленной между корпусами. Большая длина корпусов обеспечивала отсутствие килевой качки, при этом, в отличие от тележки, имела место вертикальная качка, вызванная взаимодействием волн с пластиной. Параметры пластины, угол наклона, длина пластины, вертикальное положение относительно поверхности воды варьировались.Опыты показали, что в большом диапазоне параметров имеет место эффект движения судна против волн, причем средняя скорость немонотонно зависит от длины волн: имеются максимум и минимум, зависящие от параметров. Имеется оптимальное заглубление пластины-волнодвижителя, при котором скорость движения против волн максимальна. При возвышении кромки пластины над уровнем невозмущенной поверхности жидкости скорость судна меняет знак. Здесь имеется область гистерезиса: направление движения зависит от начальной скорости модели. В случае движения по волнам, наклонная пластина, верхняя кромка которой поднята на достаточную высоту над водой, значительно эффективнее, чем вертикальный плоский транец, поставленный перпендикулярно к набегающим волнам. Для волн оптимальной длины, обеспечивающей максимум средней скорости движения против волн, измеренные модули скорости движения по волнам и против волн примерно одинаковы и близки по величине скорость жидкости на поверхности жидкости в волновом движении, что может служить подтверждением эффективности волнодвижителя. Эффект движения также сильно зависит от угла наклона пластины. Наибольшая эффективность наблюдалась при углах наклона от 20 до 40 градусов. Было проведено численное моделирование условий эксперимента, с использованием программного комплекса XFlow™ компании “NextLimitTechnologies”. Был смоделирован процесс образования волн в канале клиновидным волнопродуктором, гашение волн на наклонной пластине, взаимодействие волн с погруженной наклонной пластиной, плавучесть которой задавалась по линейному закону равной плавучести катамарана с постоянной формой ватерлинии. Наблюдаемые в эксперименте эффекты обнаружены также и в численном моделировании. Анализ численных расчетов показал, что статическое давление на пластине имеет, в основном, гидростатическую природу, и значение силы, действующей на пластину, может быть с хорошей точностью вычислено по профилю волны над ней. В результате, при оценке действующей на пластину силы была использована модель мелкой воды первого приближения для длинных волн над наклонным дном. Были получены теоретические значения средней скорости движения пластины в зависимости от частоты волн, для заданного закона роста амплитуды волны с частотой (измеренного экспериментально). Полученные зависимости качественно повторяют экспериментальные, а в некотором диапазоне частот волн дают и количественное соответствие.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".