ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Теоретическое развитие современной лексикологии позволяет выяснить принципиальную онтологическую картину реального вероятностного трёхуровневого расслоения лексической системы языка, которое и получает специфическое лексикографическое отображение в системе трёх разных, но соположенных типов толковых словарей. Системная лексикологическая теория предлагает конструктивные ориентиры для экспериментального определения этого трёхчастного расслоения лексической системы на основе специально подготовленных тестовых списков и массовой проверки на их основе объёмов и качественного состава активных (репродуктивных) и пассивных (рецептивных) словарей индивидуумов-носителей современного языка, а также проверки системного соответствия между этими индивидуальными словарями и словарём языка в целом. Эти теоретические представления и позволяют действительно конструктивно поставить вопрос о выделении общезначимого «ядра» русской лексики на основе специальной методики тестирования реального знания словаря современного русского языка его коренными носителями, сопоставления и анализа результатов этого тестирования, определения частотной границы «активного ядра» современной лексической системы на основе тестового списка и формирования на это основе полного активного словаря русского языка.
Существующие в настоящее время системы лексического тестирования ориентированы на решение сугубо практических задач, преимущественно, для аттестации и сопровождения учебного процесса. Глобальные научные проблемы, типа определения границ трёхслойной структуры словарного сознания общества, разработка методов и критериев выделения лексического ядра словаря языка с учетом особенностей индивидуальных словарей, до сих пор экспериментально не исследовались. Главным в настоящем исследовании является то, что тестирование словарного знания индивидуумов производится на основе тестовых списков (1650, 400 и 100 единиц), базирующихся на максимальном на данный момент «Сводном словаре современной русской лексики», в максимальной степени отображающем различные сферы и слои русского языка. Подобный комплекс задач в лингвистике ещё не ставился и не решался. Точно так же, как и не ставилась задача проецирования полученной по тестовому списку границы активного «ядра» (по пересечению активных индивидуальных словарей) на полный состав лексики современного русского языка – с целью получения типичного портрета состава этого активного «ядра». Реализуемый в настоящем проекте подход осуществляется с позиций СИСТЕМНОЙ ЛЕКСИКОЛОГИИ. Основным здесь является структурированное представление индивидуально-социальной онтологии языка и его словаря, позволяющее поставить вопрос о центральной роли в общении между носителями данного языка ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АКТИВНЫХ СЛОВАРЕЙ. На этой основе проводится последовательное соположение единиц тестового списка с системой языка – как по их представленности в толковых словарях разного типа, так и по их общеязыковым характеристикам. В том числе, лексические единицы характеризуются по денотативно-смысловым категориям их значений. Дальнейшее развитие этой серии экспериментов должно заключаться в уточнении и добавлении некоторых общеязыковых характеристик лексических единиц тестового списка (например, добавлении частотных характеристик по нескольким представительным частотным словарям русского языка), количественном и качественном расширении круга испытуемых (по возрасту, полу и уровню образования), привлечении средств математической статистики к углублённому анализу получаемых эмпирических данных, определении степени варьируемости объёмов активных и пассивных словарей (и их пересечений и объединений) в зависимости от разных категорий испытуемых (по полу, возрасту, уровню образования). Одним из главных экспериментальных результатов должно стать статистическое определение ВЕРОЯТНОСТНЫХ ГРАНИЦ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ АКТИВНЫХ СЛОВАРЕЙ для разных категорий испытуемых, что может стать основой для определения научно оправданных границ краткого и среднего, среднего и большого словарей современного русского языка, а также выработки объективно подобранных тестовых списков и словарей минимумов различного уровня при обучении русской лексике. На основе описанного подхода была испробована методика тестирования различных типов индивидуального словарного знания у разных групп испытуемых – коренных и некоренных носителей современного языка. Методика продемонстрировала свою эффективность и может быть приложена в практике исследования реального состояния русской лексики у разных носителей языка. Эта методика позволяет объективно оценить распределение и средние характеристики следующих объектов: - активного словаря, - пассивного словаря, - полного словаря (активного + пассивного), - негативного словаря. При этом обнаруживается: — более высокий уровень в каждой из групп общности активных словарей, чем пассивных и негативных; — попарное пересечение активных словарей редко содержит в себе менее 50% слов от каждого из сопоставляемых индивидуальных активных словарей. Это свидетельствует о том, что на уровне индивидуальных активных словарей полноценные носители современного русского языка (одной и той же социальной группы) весьма близки друг к другу. Наличие высокой степени сходства между активными индивидуальными словарями определяет возможность высокой степени взаимопонимания в общении для носителей русского языка; — слова, сосредотачивающиеся в области пассивного и, тем более, негативного словаря, оказываются принадлежащими крайней периферии лексической системы русского языка и по их семантическим, полисемическим, словообразовательным и иным общеязыковым характеристикам; — при последовательном увеличении группы испытуемых с 2 до максимального числа человек в группе наблюдается последовательное уменьшение величины пересечения активных, пассивных, полных и негативных словарей; — при этом величина пересечения активных и полных словарей, как правило, доходит до некоторого минимума и для каждой группы фиксируется на своём определённом уровне; — если группа испытуемых относительно однородна, то достижение минимума происходит быстрее (чем в случае с менее однородной группой) и минимум фиксируется на относительно более значительном уровне; — в то же время величина пересечения пассивных и негативных словарей (при последовательном увеличении группы испытуемых с 2 до максимального числа человек в группе), как правило, уменьшается в конечном счёте до нуля. Отметим, что как оценки активных, так и пассивных словарей – это оценки «снизу». Эти оценки активных, пассивных и полных словарей являются вполне реалистическими, они дают представление о том, НЕ НИЖЕ КАКОГО ОБЪЁМА индивидуальные (активные и, в особенности, пассивные) словари у наших испытуемых. Реалистичность этих данных, во-первых, определяется тем, что каждая из квалификаций знания того или иного слова испытуемыми при обработке результатов тестирования верифицировалась и подтверждалась экспериментаторами. Во-вторых, это определяется тем, что в качестве источника тестового материала выступало самое большое из опубликованных собраний лексики – «Сводный словарь современной русской лексики» (Рогожникова, 1990). В-третьих, это определяется случайным способом отбора тестового списка лексики из данного словаря. При условии, что алфавитный порядок, в котором стоят слова в словаре, является, в основном, случайным для сущностных свойств его слов, этот принцип отбора позволяет получить ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ список для этого словаря (и, видимо, для языка в целом). Вместе с тем, то, что пассивный словарь личности, по данным этих тестов, оказывается в подавляющем числе случаев меньше, чем соответствующий активный словарь, говорит о том, что тестовый список отображает состав словника словаря, явно не полного по набору слов. Более полные оценки как активного, так и пассивного словарей носителей русского языка смогут быть получены в будущем на основе формирования и использования в качестве генеральной совокупности более полных сводных русских словников. Оригинальный характер предлагаемой программы исследования состоит в том, что существующие в настоящее время системы лексического тестирования ориентированы на решение сугубо практических задач, преимущественно, для аттестации и сопровождения учебного процесса. Глобальные научные и общезначимые практические задачи до настоящего времени при лексическом тестировании носителей русского языка ещё не ставились. В ходе выполнения программы исследований была выработана методика тестирования анализа словарного знания индивида и исследования его результатов, которая может быть приложена и к материалу других языков. Разрабатывавшееся А. А. Поликарповым направление имеет большую теоретическую и практическую значимость, и эти исследования будут продолжены в созданной им Лаборатории общей и компьютерной лексикологии и лексикографии филологического факультета МГУ.
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
3 | 15 марта 2012 г.-31 декабря 2014 г. | Анализ теоретических оснований и проведение экспериментов для отбора активного словаря русского языка |
Результаты этапа: На основе подхода была испробована методика тестирования различных типов индивидуального словарного знания у разных групп испытуемых – коренных и некоренных носителей современного языка. Методика продемонстрировала свою эффективность и может быть приложена в практике исследования реального состояния русской лексики у разных носителей языка. Эта методика позволяет объективно оценить распределение и средние характеристики следующих объектов: - активного словаря, - пассивного словаря, - полного словаря (активного + пассивного), - негативного словаря. При этом обнаруживается: - более высокий уровень в каждой из групп общности активных словарей, чем пассивных и негативных; - попарное пересечение активных словарей редко содержит в себе менее 50% слов от каждого из сопоставляемых индивидуальных активных словарей . Это свидетельствует о том, что на уровне индивидуальных активных словарей полноценные носители современного русского языка (одной и той же социальной группы) весьма близки друг к другу. Наличие высокой степени сходства между активными индивидуальными словарями определяет возможность высокой степени взаимопонимания в общении для носителей русского языка; - слова, сосредотачивающиеся в области пассивного и, тем более, негативного словаря, оказываются принадлежащими крайней периферии лексической системы русского языка и по их семантическим, полисемическим, словообразовательным и иным общеязыковым характеристикам; - при последовательном увеличении группы испытуемых с 2 до максимального числа человек в группе наблюдается последовательное уменьшение величины пересечения активных, пассивных, полных и негативных словарей; - при этом величина пересечения активных и полных словарей, как правило, доходит до некоторого минимума и для каждой группы фиксируется на своём определённом уровне; - если группа испытуемых относительно однородна, то достижение минимума происходит быстрее (чем в случае с менее однородной группой) и минимум фиксируется на относительно более значительном уровне; - в то же время величина пересечения пассивных и негативных словарей (при последовательном увеличении группы испытуемых с 2 до максимального числа человек в группе), как правило, уменьшается в конечном счёте до нуля. Отметим, что как оценки активных, так и пассивных словарей – это оценки «снизу». Эти оценки активных, пассивных и полных словарей являются вполне реалистическими, они дают представление о том, НЕ НИЖЕ КАКОГО ОБЪЕМА индивидуальные (активные и, в особенности, пассивные) словари у наших испытуемых. Реалистичность этих данных, во‐первых, определяется тем, что каждая из квалификаций знания того или иного слова испытуемыми при обработке результатов тестирования верифицировалась и подтверждалась экспериментаторами. Во‐вторых, это определяется тем, что в качестве источника тестового материала выступало самое большое из опубликованных собраний лексики – «Сводный словарь современной русской лексики» (Рогожникова, 1990). В‐третьих, это определяется случай ным способом отбора тестового списка лексики из данного словаря. При условии, что алфавитный порядок, в котором стоят слова в словаре, является, в основном, случайным для сущностных свойств его слов, этот принцип отбора позволяет получить ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ список для этого словаря (и, видимо, для языка в целом). Вместе с тем, то, что пассивный словарь личности, по данным этих тестов, оказывается в подавляющем числе случаев меньше, чем соответствующий активный словарь, говорит о том, что тестовый список отображает состав словника словаря, явно не полного по набору слов. Как для активного, так и, в большей степени для пассивного словаря полученные нами оценки являются пока оценками «снизу», оценками того, не ниже какого объёма эти словари. Более полные оценки как активного, так и пассивного словарей носителей русского языка смогут быть получены в будущем на основе формирования и использования в качестве генеральной совокупности более полных сводных русских словников. Оригинальный характер предлагаемой программы исследования состоит в том, что существующие в настоящее время системы лексического тестирования ориентированы на решение сугубо практических задач, преимущественно, для аттестации и сопровождения учебного процесса. Глобальные научные и общезначимые практические задачи до настоящего времени при лексическом тестировании носителей русского языка ещё не ставились. Главным в настоящем исследовании является то, что тестирование словарного знания индивидуумов производится на основе тестовых списков (1650, 400 и 100 единиц), базирующихся на максимальном на данный момент «Сводном словаре современной русской лексики», в максимальной степени отображающем различные сферы и слои русского языка. Поставленный в настоящем исследовании комплекс задач в лингвистике ещё не рассматривался. Точно так же, как и не ставилась задача проецирования на всю русскую лексику полученной по тестовому списку границы активного её «ядра», а также пассивной лексики, на полный состав лексики современного русского языка – с целью получения типичного портрета состава этого активного «ядра». |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".