Факторы развития инновационной рыночной экономики в Российской ФедерацииНИР

Factors of development of innovative market economy in the Russian Federation

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Факторы развития инновационной рыночной экономики в Российской Федерации
Результаты этапа:
2 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Факторы развития инновационной рыночной экономики в Российской Федерации
Результаты этапа: Экономические системы и в еще большей степени – конкретные национальные хозяйственные модели, формирующиеся на их основе, далеко не безразличные к структурным и структурно-технологическим характеристикам хозяйства. Как показали предшествующие исследования, структура наличных хозяйственных ресурсов, структура технологических укладов, отраслевая структура экономики, структура ее кадрового состава, в существенной степени влияют на потенциал экономического развития, на интенсивность и эффективность инновационных процессов. В свою очередь, национальная хозяйственная модель накладывает отпечаток на процессы воспроизводства и изменения структуры общественного производства, на распределение ресурсов, на удельный вес различных отраслей и т.д. Анализ соответствующих прямых и обратных связей особенно актуален для России, стоящей перед вызовами реиндустриализации, активизации инновационных процессов, перестройки структуры производства в условиях внешних экономических шоков, в том числе целях импортозамещения и обеспечения экономической безопасности. В ходе работы лаборатории по исследованию указанных проблем внимание было сконцентрировано на анализе активной роли экономической политики государства в сфере структурного совершенствования экономики. В частности, были выявлены те слабости сложившейся отраслевой и технологической структуры российской экономики (помимо широко известной зависимости от нефтяного экспорта), которые делают ее менее устойчивой перед лицом внешнеэкономической конъюнктуры и одновременно снижают уровень эффективного внутреннего инновационного спроса. Было показано, что структурные слабости российской экономики во многих аспектах схожи с теми, которые пришлось преодолевать ряду развитых стран после второй мировой войны и ряду новых индустриальных стран – в ходе осуществлявшегося ими рывка по индустриальной модернизации. Анализ опыта зарубежных стран в области проведения активной промышленной политики позволил поставить вопрос о применении этого опыта для решения аналогичных задач в Российской Федерации. Определен набор экономических инструментов и стимулов, которые позволяют государству воздействовать на изменение отраслевой и технологической структуры экономики в желаемом направлении. Одновременно обеспечение прогрессивных сдвигов в технологической структуре экономики создает предпосылки для эффективного инновационного спроса и генерирования инноваций. В условиях значительной зависимости хозяйственной модели РФ от внешнеэкономической конъюнктуры, и, как следствие, подверженности ее внешнеэкономическим шокам, встает вопрос о диверсификации структуры экспорта и стимулировании его высокотехнологичных сегментов. В то же время ослабление экспортных позиций из-за колебания мировых цен на топливо и сырье может быть компенсировано сокращением импорта за счет проведения политики импортозамещения. Обеспечение экономической безопасности России в таких условиях должно основываться на целенаправленной политике, учитывающей экспертные оценки предельных уровней индикаторов экономической опасности, с тем, чтобы ввести соответствующие риски в приемлемые рамки. Выполненные исследования позволили придти к выводам, что развивавшиеся под влиянием избранной модели рыночных реформ структурные сдвиги в экономике России носили неоднозначный характер. С одной стороны, структура экономики приспосабливалась к требованиям рынка и заметно продвинулась по пути ориентации структуры выпуска на потребительский спрос. С другой стороны, это приспособление носило ограниченный характер, почти не затрагивая капиталоемких и наукоемких проектов (за некоторым исключением топливно-сырьевой, строительной и телекоммуникационной отраслей). В результате воспроизводство в подавляющем большинстве высокотехнологичных секторов обрабатывающей промышленности было нарушено, существенно ослабла связь науки с производством. Изменение сложившегося положения может быть достигнуто лишь путем отказа от имеющих еще широкое хождение псевдолиберальных догм, рассматривающих активную структурную и промышленную политику как недопустимое вмешательство в автоматический механизм обеспечения рыночного равновесия. В условиях глубоких структурных перекосов в экономике их исправление никогда не удавалось провести, лишь полагаясь на рыночные саморегуляторы. Поэтому применение целого комплекса мер государственного воздействия на экономику, испробованных исторической практикой, не исключая использование плановых методов, опирающихся на необходимые рыночные стимулы, встает в ближайшую повестку дня. Иные источники стимулирования экономического роста и развития для России либо недоступны, либо уже исчерпаны, либо не могут быть активизированы без предварительного исправления структурных перекосов в экономике. Разумеется, такая активная государственная политика не может бездумно копировать опыт других стран – хотя бы потому, что в современной экономике выходят на первый план новые структурные факторы развития. Это не традиционные отрасли обрабатывающей промышленности, и даже не ее высокотехнологичный сегмент сам по себе, а в первую очередь те сферы экономики, в которых формируется и за счет которых поддерживается ее интеллектуальный и инновационный потенциал.
3 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Факторы развития инновационной рыночной экономики в Российской Федерации
Результаты этапа:
4 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Факторы развития инновационной рыночной экономики в Российской Федерации
Результаты этапа: Проведен сравнительный анализ экономических, структурно-технологических и социальных проблем развитых стран в 50-70-е годы ХХ века, и аналогичных проблем, стоящих перед экономикой современной России. На основе этого сравнения выявлено сходство и различие этих проблем, и выяснено, в какой мере меры активной структурной политики, применявшиеся развитыми странами в указанный период, могут быть применены для решения задач модернизации российской экономики. На примере активной структурной политики во Франции рассмотрены различные экономические методы воздействия на изменения в структуре экономики: роль индикативных планов, как инструментов, позволяющих нацелить различные меры регулирования экономики на достижение желаемых структурных сдвигов. На базе изучения российских и западных научных исследований, экспертных оценок и эмпирических данных, проанализирована роль государственного регулирования экономики, в частности различных форм планирования, в экономически развитых странах в контексте необходимости структурной трансформации российской экономики на основе высокотехнологичной ре-индустриализации. Построены индикаторы безопасности с учетом специфики различных стран (Германия, Япония, Китай и др.). Индикаторы экономической безопасности при этом связываются с состоянием структуры национальной экономики, и показывается их роль при принятии решений о проведении активной структурной политики. На базе эмпирических данных об исторической динамике дифференциации доходов в развитых странах, а также научных исследований, посвященных исследованию причин и последствий долгосрочных распределительных изменений, происходивших в странах в процессе структурной перестройки экономики, выявлена роль государственной перераспределительной политики в модернизации экономики.
5 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Факторы развития инновационной рыночной экономики в Российской Федерации
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".