Партнерство государства и бизнеса в зарубежных странах и РоссииНИР

State and business partnership in foreign countries and Russia

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Партнерство государства и бизнеса в зарубежных странах и России
Результаты этапа:
2 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Партнерство государства и бизнеса в зарубежных странах и России
Результаты этапа: Проанализированы формы государственно-частного партнерства (ГЧП) в мировой практике. Выявлены области применения ГЧП в России и в ряде зарубежных стран. Рассмотрены основные типы контрактов ГЧП в российском законодательстве. Определены особенности развития ГЧП в развитых, развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
3 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Партнерство государства и бизнеса в зарубежных странах и России
Результаты этапа: Исследования на данном промежуточном этапе были направлены на выявление сущностных характеристик инновационных государственно-частные партнерств (ИГЧП) на примере инновационных ГЧП в США и в передовых восточно-азиатских странах АТР. Результатами исследования ИГЧП США стали следующие выводы: (1) повышенные риски проведения радикальных инноваций являются фактором усиления кооперации участников НИС (бизнеса, государства, университетов) в форме ИГЧП; (2) на примере США доказана растущая роль ИГЧП в разработке и внедрении NBIC-технологий, повышении конкурентоспособности ТНК США на мировых рынках высокотехнологичной продукции; (3) доказана необходимость использования ИГЧП для решения наиболее актуальных задач реформы НИС США и ускорения экономического роста экономики; (4) выявлены барьеры инновационного развития и методы их преодоления. Исследование ИГЧП в передовых восточноазиатских странах АТР показало, что: (1) ИГЧП как форма взаимодействия университет-бизнес-государство явилась важным средством подключения бизнес-структур к инновационной составляющей модернизации экономик этих стран; (2) развитие ИГЧП позволяет этим странам частично преодолевать ограниченность рыночных механизмов в решении таких задач, как привлечение инвестиций в высокорисковые инновационные проекты, направление инновационных ресурсов в депрессивные регионы; (3) изучение опыта передовых восточноазиатских стран АТР позволило обосновать вывод, что объединение инициатив федеральных и местных властей с возможностями университетов и усилиями частного бизнеса вносит решающий вклад в формирование эффективных зон территориальной концентрации инновационного потенциала, трактуемых как полюса конкурентоспособности. Исследование особенностей ИГЧП Россией привело к выводу о наличии в России потенциала для активизации использования ИГЧП в целях создания радикальных инноваций, необходимости творчески использовать положительный зарубежный опыт, важности не только копировать направления разработки NBIC-технологий других более развитых стран, но и сокращать посредством ИГЧП технологическое отставание, переходя к технологиям шестого технологического уклада. Россия может через ИГЧП строить новые технологические «мосты» между укладами, модернизировать структуру своей экономики. Выявлены: сущностные особенности ГЧП в инновационных программах; нано-био-новых информационных когнитивных технологий; механизмы и формы инновационных ГЧП; направленность инновационных ГЧП на достижение трех целей: (1) создание общенациональной системы циркуляции знаний путем сотрудничества университет + бизнес + государство; (2) укрепление потенциала университетов на базе кооперации с частным сектором; (3) развитие человеческих ресурсов. Степень внедрения. Результаты исследований нашли отражение в публикациях статей в высокорейтинговом журнале и сборнике материалов международных конференций, в одной защищенной и одной принятой к защите диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Результаты исследований используются и будут использоваться в учебном процессе по мере их обновления.
4 1 января 2017 г.-31 января 2017 г. Партнерство государства и бизнеса в зарубежных странах и России
Результаты этапа: Исследования по заданной тематике НИР продолжены. По итогам исследований опубликованы 5 статей (Клавдиенко В.П., Лучко М.Л., Ляменков А.К., Чихун Л.П.), глава в монографии (Ляменков А.К.), прочитан доклад на международной конференции (Ляменков А.К.), защищена диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук (Фролов А.В.). Выявлены: направления структурного реформирования высшего образования в интересах ускорения развития промышленности РФ, то есть реализации так называемой концепции «Новой индустриализации», а также направления адаптации российского высшего образования к мировым тенденциям в области подготовки кадров для ускорения промышленного экономического роста на базе развития инновационных и радикальных инновационных ГЧП; первостепенные меры государственного стимулирования инновационных разработок высшей школы, направленные на общий рост экономики на базе внедрения новейших прорывных технологий нового поколения; существенное изменение позиций компаний из континентального Китая в мировой экономике; активная скупка китайскими компаниями стартапов и других высокотехнологичных активов за рубежом и обоснован общий вывод, что таким образом, происходит превращение китайских международных компаний в глобальных игроков современной экономики. Обозначены характерные черты ГЧП в национальных инновационных системах, исследованы механизмы стимулирования высшего образования в инновационных целях, исследован мировой опыт по данному направлению с целью использования его для России. Установлено, что с помощью деривативов происходит постоянная «переупаковка» рисков по все новым финансовым инструментам, которые, в результате, попадали тем участникам рынка, которые имели очень отдаленное представление и о состоянии самих базовых активов, порождающих риски, и об операционных и кредитных рисках институтов – посредников в рамках данного процесса. Доказано, что: на рынке деривативов в полной мере проявился эффект, обозначаемый в классической литературе по финансам как моральный риск его участников; в настоящее время сохраняется потенциал системного риска со стороны деривативов для мировой экономики, несмотря на пристальное внимание государственных регуляторов к данному сегменту рынка. Сформулировано предложение ограничить системный риск деривативов путем осуществления государственного регулирования данного сектора финансового рынка (восполняя провалы рыночного саморегулирования), при активном участии правительства и денежных властей, в том числе используя механизмы партнерства государства и бизнеса. Показано, что государство через механизмы государственно-частного партнерства в состоянии содействовать повышению эффективности национальных гетерогенных фирм на отраслевых рынках, следовательно, они получают возможность выступать экспортерами и прямыми инвесторами за рубеж. Предложено решать вопрос, можно ли считать самостоятельной детерминантой национальных конкурентных преимуществ деятельность правительств стран базирования компаний, посредством инструментов государственно-частного партнерства.
5 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Партнерство государства и бизнеса в зарубежных странах и России
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".