Разработка системы развития одаренных в области естественных и математических наук старшеклассниковНИР

Тhe establishment of the system of development of gifted in science and mathematics high school students

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Разработка системы развития одаренных в области естественных и математических наук старшеклассников
Результаты этапа: Исследовательская и практическая работа была нацелена на формирование и разработку нескольких базовых элементов системы развития старшеклассников в специализированных школах по математике: реализация основных положений концепции математического образования, разработка новых специальных курсов и семинаров, заданий математического практикума, тематики творческих (курсовых) работ. Разработанная тематика творческих работ (включающая в себя: цели, формулировку темы и задачи, примерный план проведения работы, ожидаемые результаты, практическую значимость и библиографию) довольна разнообразна. Примерами могут служить такие темы, как "Арифметика электрических цепей", "Геометрические жемчужины Пифагора, Евклида и Паппа", "Динамика популяций", "Задачи на клетчатой бумаге", "Обратные задачи из геометрии треугольника", "Правильные и полуправильные многоугольники на решетках", "Правильные многогранники и их плоские сечения", "Правильные многогранники и многоугольники", "Уравнения в целых числах", "Чевианный треугольник", "Чевианы четырехугольника", "Шарнирные механизмы", "Электрические цепи разрезание прямоугольника на квадраты", "Задачи на клетчатой бумаге". Разработаны задания математического практикума: «Геометрия алгебраических уравнений», «Диаграмма касательных», «Инверсия и геометрия круга», «Равносоставленность многоугольников», "Построения сечений многогранников", "Графики рациональных функций", "Модели многогранников", "Центральная проекция окружности (парабола, эллипсы, гиперболы)","Две основные задачи навигации", "Итерации Ньютона". Выстроенная система спецкурсов и семинаров обладает широтой охвата тематики: Элементы математической логики, Наглядная топология, Алгебраическая геометрия, Аддитивная комбинаторика, Введение в теорию вероятностей, Олимпиадная математика, Теоретическая информатика, Задачи с параметрами, Построения циркулем и линейкой. Опубликовано 2 книги и 7 статей научно-методического и научно-популярного характера, сделано 9 докладов на различных научно-методических конференциях.
2 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Разработка базовых элементов системы математического развития старшеклассников в специализированных школах
Результаты этапа: Общая цель работы (этого этапа работы и на долгосрочную перспективу) состоит в формировании и разработки нескольких базовых элементов системы развития старшеклассников в специализированных школах по математике: реализация основных положений концепции математического образования в учебном процессе, заданий математического и физического практикумов, тематики творческих (курсовых) работ. За отчетный период (01.01.2015 по 31.12.2015): - создана информационная база данных, включающая выполненные учениками школы имени А.Н. Колмогорова творческие (курсовые) работы и формулировки новых тем работ для учащихся старших классов специализированных школ (Вавилов В.В., Курышова Ю.В.); издана книга: В.В. Вавилов, Математические успехи школьников. – М.: СУНЦ МГУ, 2015. -68с. - создана базы данных «Математическая биобиблиография школы имени А.Н. Колмогорова» (Вавилов В.В., Свиридова Г.Ф.), включающая библиографические указания на публикации преподавателей математики школы имени А.Н. Колмогорова за весь период её существования (сейчас насчитывает около тысячи наименований). - разработана программа и учебные материалы для учащихся дистанционных курсов СУНЦ МГУ (Шивринская Е.В., Шавгулидзе Н.Е., Вавилов В.В.), по которым и проводятся занятий для учащихся десятых классов. - разработано Положение об Аттестате выпускника СУНЦ МГУ (дополнительно к основному аттестату), отражающего творческую деятельность ученика за весь период обучения в школе имени А.Н. Колмогорова. - Виноградов О.П. прочитал спецкурс «Начала теории вероятностей» и осуществлял научное руководство 3 творческими работами школьников. - разработаны и внедрены в учебный процесс (после экспериментальной проверки) новые задания по дисциплине «Математический практикум» для учащихся специализированных физико-математических классов (Вавилов В.В., Ильютко Д.П., Курышова Ю.В.): Задачи линейного программирования, Геометрия квадратного трехчлена, Диаграммы касательных, Итерации Ньютона, Центральная проекция окружности (парабола, эллипс, гипербола). Продолжены постановка и реализация лабораторных работ физического практикума в учебном процессе школы имени А.Н. Колмогорова (Коган Б.Х., Гусев А.Д.). - разработаны задания и проведены «Интернет-олимпиады СУНЦ МГУ-2015», экспертиза докладов на конференции «Школьные Колмогоровские чтения- 2015» и проделана работа по её организации и проведению (Вавилов В.В., Курышова Ю.В., Голубков А.А., Луговской К.В., Гусев А.С., Янгирова А.В., Ситникова М.В., Тимохин А.В., Могилевский Е.И.). - На международных конференциях «Колмогоровские чтения -2015» (г. Ярославль), «Математика в жизни общества: достижения, проблемы, перспективы» (МГУ, 23-25.04.15), конференции преподавателей СУНЦ МГУ (23.09.15) сделано восемь научно-методических докладов. - опубликованы книга «Математические успехи школьников СУНЦ МГУ» (-М.: СУНЦ МГУ, 2015) и 5 статей в научно-популярном журнале для учителей и школьников «Потенциал»: Ю.В. Курышова, Олимпиады по математике, №3; В.В. Вавилов, Принципы Дирихле, №2; В.В. Вавилов, Об одной задаче С.А. Рачинского, №9; В.В. Вавилов, Научные конференции школьников, №10; Жизнь и творчество Жака Адамара, №12
3 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Разработка целостной системы творческого воспитания школьников и педагогического творчества преподавателей
Результаты этапа: Обновлены тексты по Колмогоровским математическим практикумам (В.В. Вавилов, С.А. Довбыш, Д.П. Ильютко, Ю.В.Курышова): а) Диаграммы касательных, теория, задание (30 вариантов), б) Геометрия квадратного трехчлена, теория, задание (30 вариантов), в) Линейное программирование, теория, задание (30 вариантов), д) Метод Ньютона, теория, задание (30 вариантов), е) Годографы, теория, задание (30 вариантов). Начата работа по формированию системы «листиков» для математического класса (В.В. Журавлёва, Ю.В.Курышова). Лист – это задание на классную работу и на дом. В нём три уровня (база, продвинутый и олимпиадная математика – названия условные). В.Л.Натяганов прочитал научно-популярные лекции для учителей и/или школьников на конференциях. Среди них выделим следующие: «Критические параллели планеты, астрономический хронограф сейсмичности и опасные геофизические эксперименты» (пленарный доклад на XXIII Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование», г. Дубна, 25-30.01.2016г.) и «Научные данные, научные факты, вненаучные доводы в проблеме озонового слоя планеты» (лекция на IX Международном турнире школьников «Математическое многоборье» (Москва, 1-5.11.2016г.). Также В.Л. Натяганов провел лекционно-семинарские занятия в зимней олимпиадной школе (Москва, СУНЦ МГУ, январь 2016г.) по теме «Методы решений задач с параметрами» и в Колмогоровской летней школе для поступающих в СУНЦ (Москва, СУНЦ МГУ, июль 2016г.). Н.Е. Шавгулидзе и Е.В. Шивринская в 2016 г. продолжили заниматься созданием курсов по математики. Весной 2016 г. Н.Е. Шавгулидзе вместе с коллегами проводила Очные сборы учеников 9 и 10 классов, участвовала в комитете жюри IX Турнира Математическое многоборье. Опубликовала совместно с Е.Т. Шавгулидзе работу «Хаусдорфова размерность и фракталы в p-адических пространствах» в сборнике «Обучение фрактальной геометрии и информатике в вузе и школе в свете идей академика А.Н.Колмогорова» (Костромской государственный университет, Кострома, с. 40-44) и совместно с И.И. Нараленковой и Т.Г. Семеновой книгу «Иррациональные уравнения и неравенства» (издание СУНЦ МГУ, 48 с.). Также по работам были сделаны доклады по теме «Хаусдорфова размерность и фракталы в p-адических пространствах» (совместно с Е.Т. Шавгулидзе, конференция «Обучение фрактальной геометрии и информатике в вузе и школе в свете идей академика А.Н.Колмогорова», Кострома, Россия, 7-9 декабря 2016 г.) и по теме «Некоторые свойства упорядоченных колец» (конференция «Александровские чтения-2016», Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова). В 2016 г. для наглядности лучшего усвоения материала в СУНЦ МГУ лекции дополняются компьютерными презентациями. Д.П. Ильютко подготовил наглядные лекции в пакете Mathematica по некоторым темам математического практикума. Е.В.Шивринская дополнила презентациями лекции по геометрии в физико-математических классах. Е.В.Шивринская в рамках совместного договора с Назарбаев интеллектуальные школы читала курс лекций «Современные подходы к преподаванию дисциплин естественно-математического направления» с 21 по 25 ноября и разработала новый курс по геометрии для обучающихся 7 класса. Также ей были сделаны следующие доклады: по темам «О работе дистанционного обучения в СУНЦ МГУ» и «Об организации дополнительного образования в СУНЦ МГУ» (в соавторстве с В.В. Вавиловым, И.И. Нараленковой, К.В. Семеновым) на XVII Всероссийском Симпозиуме по прикладной и промышленной математике, г. Сочи, 1-8.10.2016, по темам «Межпредметные связи на примере повторения школьной программы в теме «Системы» СУНЦ МГУ» (в соавторстве с И.И. Нараленковой) и «Преподавание геометрии в системе дистанционного обучения СУНЦ МГУ на примере некоторых задач для учащихся 8го класса» на МКО-2016, г. Дубна. Основные цели докладов были следующие: 1) рассказать о проводимых в СУНЦ МГУ конференций для школьников, 2) рассказать о том как, используя тему «Системы» на заключительном этапе обучения в 11 классе, можно решить сразу несколько образовательных задач: с одной стороны, повторить пройденный материал для подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам, с другой – повысить предметный интерес учащихся, усилить их мотивацию, а также обеспечить условия для успешного обучения на первом курсе вуза путем ознакомления их с различными методами решения и типами уравнений, неравенств, систем, 3) рассказать про систему дистанционного обучения СУНЦ МГУ. По результатам докладов были опубликованы тезисы: Е.В. Шивринская, «О работе дистанционного обучения в СУНЦ МГУ» (XVII Всероссийский Симпозиум по прикладной и промышленной математике, М.: Науч.изд-во ТВП, том 23, с.396-397), В.В. Вавилов, И.И. Нараленкова, К.В. Семенов, Е.В. Шивринская, «Об организации дополнительного образования в СУНЦ МГУ» (XVII Всероссийский Симпозиум по прикладной и промышленной математике, М.: Науч.изд-во ТВП, том 23, с.333-334), И.И. Нараленкова, Е.В. Шивринская, «Межпредметные связи на примере повторения школьной программы в теме «Системы» СУНЦ МГУ (Дубна, МКО-2016). На кафедре информатики СУНЦ МГУ разрабатывается метод «разметки» задач (руководитель И.Н. Фалина). Метод основан на таксономии Д. Толлингеровой. Результатом «разметки» задачи является установление когнитивной сложности задачи, множества «покрываемых» этой задачей определений, теорем и методов решения. Из «размеченных» задач составляется минимальный базис системы учебных задач. Применение метода «разметки» позволяет строить систему учебных задач, отвечающих конкретным целям обучения, интенсифицировать процесс обучения, позволяет выстраивать индивидуальные траектории обучения. По данному исследованию опубликована работа: И.Н. Фалина, В.А. Шухардина, Подготовка учителей информатики на факультете педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. М.: Вестник Москвовского университета. Серия 20, № 3, 2016, с. 96-108, и сделан Я.О. Скоробогатовым и И.Н. Фалиной доклад «Формирование необходимых компетенций у школьников 8-9-х классов для успешного освоения дистанционного курса обучения программированию» на конференции Ломоносовские чтения - 2016, МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 18-27 апреля 2016. Также по данной тематике пишется дипломная работа по теме «Методический материал по теме «Логические задачи» для курса старшей школы» (руководитель И.Н. Фалина) и кандидатская работы по теме «Методика построения системы учебных задач по тематическому графу и ее использование в курсе «Информатика»» (руководитель И.Н. Фалина). И.А. Гвоздкова организовала и провела ознакомительные занятия с учениками 10-11-х классов о видах и формах участия в исследовательских проектах в различных областях прикладной, экспериментальной и теоретической физики (кафедра физики СУНЦ), руководила выполнением школьниками исследовательских проектов в области физики («Оптимизация преобразования энергии ветра и воды при управлении парусными средствами», «Экологически безопасные технологии печати полимерных электродов для монослойных органических транзисторов»), организовала и провела для учеников ознакомительных экскурсий в лабораториях кафедры общей физики и волновых процессов физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова и занятия по темам выполняемых исследовательских проектов (кафедра физики СУНЦ, кафедра общей физики и волновых процессов физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова), представила результаты выполняемых учениками творческих проектов на Конкурс школьников, студентов, аспирантов, молодых преподавателей и молодых выпускников Московских ВУЗов «Природа и современный мир глазами молодых", проводившийся в 2016 г. в г. Москве Обществом восстановления и охраны природы (ОВОП г. Москвы). И.А. Гвоздкова опубликовала четыре учебных пособия, четыре статьи и выступила на трех конференциях. К.Д. Горпынченко организовал и провел олимпиадный практикум, учащиеся стараются найти метод решения задачи самостоятельно, и курсы по физике у 9 класса, на которых дети получают необходимые знания для поступления в СУНЦ. В СУНЦ МГУ продолжается процесс внедрения творческих работ учащихся. В данном направлении опубликована работа В.В. Вавилова «Исследовательские задачи по математике» в журнале Потенциал (Математика. Физика. Информатика, № 2). Данная работа предлагает некоторые темы исследовательских задач и демонстрирует, в каком направлении можно двигаться не только учащемся, но и учителю по математике. Участники проекта руководили творческими работами учащихся СУНЦ. По некоторым темам творческих работ подготовлены доклады на международных конференциях. Например, по темам «Развитие электрической гипотезы М.В. Ломоносова о природе смерча типа торнадо на основе математического моделирования» и «Избранные задачи командной олимпиады Международного турнира школьников «Математическое многоборье» памяти В.В.Вавилова» подготовлены доклады на XVII Харитоновские чтения (г. Саров, февраль 2017 г.) Организованы и проведены в СУНЦ им. А.Н.Колмогорова: Международная научная школьная конференция «XVI Колмогоровские чтения», Математическое многоборье 2016, Летняя математическая школа, Зимняя математическая школа, Олимпиады (А.С. Гусев, Д.П. Ильютко, Ю.В. Курышова, И.И. Нараленкова, В.Л. Натяганов, Л.А. Попов, Г.Ф.Свиридова, Е.В. Шивринская, А.В. Янгирова). Данные мероприятия хорошо известны в Российской Федерации и за рубежом. Отметим другие работы по тематике проекта. О.П.Виноградов был членом методической комиссии по приему в интернат в этом году и активно принимал участие в ее работе. Кроме этого он прочел лекцию для участников Летней школы 2016 г., посвященную одной классической задаче теории вероятностей и одной задаче актуарной (страховой) математики. А.А.Ошемков был председателем жюри по математике на конкурсе «Ученые будущего» в рамках фестиваля науки в МГУ. В.Л.Натяганов был членом жюри на Международной школьной конференции XVI Харитоновские чтения (г. Саров, февраль 2016г.).
4 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Разработка целостной системы творческого воспитания школьников и педагогического творчества преподавателей
Результаты этапа: Продолжена работа по совершенствованию системы подготовки одаренных детей старших классов по различным разделам математики. Проведены мероприятия, направленные на развитие у школьников интереса к участию в различных олимпиадах, турнирах и конкурсах. Проведена конференция по исследовательской деятельности в области математики и моделирования. Прочитаны лекции и курсы лекций для учителей и методистов, направленные на повышение их профессиональной квалификации в области преподавания математики для одаренных детей старших классов. Продолжена разработка целостной системы творческого воспитания школьников и педагогического творчества преподавателей. Результаты работы выражаются в следующем: - обновлена информационная база данных, включающая выполненные учениками школы имени А.Н. Колмогорова творческие (курсовые) работы и формулировки новых тем работ для учащихся старших классов специализированных школ; - сделано 6 докладов на международных и российских конференциях; - опубликовано 17 научно-методических статей и 3 учебных пособия; - разработаны и внедрены новые курсы; - улучшены и дополнены уже имеющиеся курсы; - организованы и успешно проведены научные и педагогические мероприятия в СУНЦ МГУ (конференция «Колмогоровские чтения», Математическое многоборье, зимняя и летняя математические школы, олимпиады).
5 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Математический практикум, коллоквиумы, дистанционные курсы
Результаты этапа: Задачи, поставленные в техническом задании на 2018 г., решены полностью. Продолжена разработка целостной системы творческого воспитания школьников и педагогического творчества преподавателей. Результаты данной работы выражаются в следующем: - обновлена информационная база данных, включающая выполненные учениками школы имени А.Н. Колмогорова творческие (курсовые) работы и формулировки новых тем работ для учащихся старших классов специализированных школ; - сделано 20 докладов на международных и российских конференциях; - опубликовано 11 научно-методических статей и 10 учебных пособия; - разработаны и внедрены новые курсы; - улучшены и дополнены уже имеющиеся курсы; - организованы и успешно проведены научные и педагогические мероприятия в СУНЦ МГУ (конференция «Колмогоровские чтения», Турнир по математическому моделированию, зимняя и летняя математические школы, олимпиады).
6 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Разработка базы данных творческих (курсовых) работ
Результаты этапа: Задачи, поставленные в техническом задании на 2019 г., решены полностью. Продолжена разработка целостной системы творческого воспитания школьников и педагогического творчества преподавателей. Результаты данной работы выражаются в следующем: - обновлена информационная база данных, включающая выполненные учениками школы имени А.Н. Колмогорова творческие (курсовые) работы и формулировки новых тем работ для учащихся старших классов специализированных школ; - сделано 24 докладов на международных и российских конференциях; - опубликовано 7 научно-методических статей и 6 учебных пособия; - разработаны и внедрены новые курсы; - улучшены и дополнены уже имеющиеся курсы; - организованы и успешно проведены научные и педагогические мероприятия в СУНЦ МГУ (конференция «Колмогоровские чтения», Турнир по математическому моделированию, зимняя и летняя математические школы, олимпиады).
7 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Разработка системы творческого воспитания школьников: создание спецкурсов и творческих работ, организация мероприятий
Результаты этапа: Задачи, поставленные в техническом задании на 2020 г., решены полностью. Продолжена разработка целостной системы творческого воспитания школьников и педагогического творчества преподавателей. Результаты данной работы выражаются в следующем: - обновлена информационная база данных, включающая выполненные учениками школы имени А.Н. Колмогорова творческие (курсовые) работы и формулировки новых тем работ для учащихся старших классов специализированных школ; - сделано 15 докладов на международных и российских конференциях; - опубликовано 13 научных и научно-методических статей и 6 учебных пособия; - разработаны и внедрены новые курсы; - улучшены и дополнены уже имеющиеся курсы; - организованы и успешно проведены научные и педагогические мероприятия в СУНЦ МГУ (конференция «Колмогоровские чтения», Турнир по математическому моделированию, зимняя и летняя математические школы, олимпиады).
8 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Разработка системы развития одаренных в области естественных и математических наук старшеклассников
Результаты этапа: Задачи, поставленные в техническом задании на 2021 г., решены полностью. Продолжена разработка целостной системы творческого воспитания школьников и педагогического творчества преподавателей. Результаты данной работы выражаются в следующем: - обновлена информационная база данных, включающая выполненные учениками школы имени А.Н. Колмогорова творческие (курсовые) работы и формулировки новых тем работ для учащихся старших классов специализированных школ; - сделано 11 докладов на международных и российских конференциях; - опубликовано 18 научных и научно-методических статей и 10 учебных пособия; - разработаны и внедрены новые курсы; - улучшены и дополнены уже имеющиеся курсы; - организованы и успешно проведены научные и педагогические мероприятия в СУНЦ МГУ (конференция «Колмогоровские чтения», Турнир по математическому моделированию, зимняя и летняя математические школы, олимпиады).
9 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Разработка системы развития одаренных в области естественных и математических наук старшеклассников
Результаты этапа: Задачи, поставленные в техническом задании на 2022 г., решены полностью. Продолжена разработка целостной системы творческого воспитания школьников и педагогического творчества преподавателей. Результаты данной работы выражаются в следующем: - обновлена информационная база данных, включающая выполненные учениками школы имени А.Н. Колмогорова творческие (курсовые) работы и формулировки новых тем работ для учащихся старших классов специализированных школ; - сделано 11 докладов на международных и российских конференциях; - опубликовано 16 научных и научно-методических статей и 1 учебное пособие; - разработаны и внедрены новые курсы; - улучшены и дополнены уже имеющиеся курсы; - организованы и успешно проведены научные и педагогические мероприятия в СУНЦ МГУ (конференция «Колмогоровские чтения», Турнир по математическому моделированию, зимняя и летняя математические школы, олимпиады).

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".