Психологические условия формирования и развития человека как субъекта трудаНИР

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Психологические условия формирования и развития человека как субъекта труда
Результаты этапа: В отчётном году на кафедре продолжались работы по направлениям историко-теоретического анализа соотношения общепсихологической теории деятельности и концептуальных подходов, используемых в отечественной психологии труда. Сделан вывод о том, что общепсихологическая теория деятельности выполняет по отношению к психологии труда и смежным психологическим направлениям функцию философско-методологической базы, освещающей природу психической реальности применительно к людям взрослым, психически здоровым и причастным к трудовой деятельности. (О.Н. Носкова).Проведен анализ современных публикаций, посвященных проблемам трудовой мотивации в российских и зарубежных исследованиях. Выделены перспективные направления анализа и оценки профессиональной мотивации: выявление особенностей мотивационного потенциала сотрудников организаций через оценку переживаемого работником функционального состояния и типа рабочих нагрузок как предикторов уровня потенциальной трудовой мотивации. Проведено исследование взаимосвязи мотивационного потенциала операторов call-центров (182 респондента) с типом реализуемых ими рабочих нагрузок. Результаты выявили различия в актуальных паттернах функционального состояния, составляющего основу мотивационного потенциала профессиональной деятельности операторов каждой исследуемой группы.(В.В. Барабанщикова). На основе идей Е.Н. Соколова о механизмах «векторного кодирования» в мозге информации об объекте построена сферическая нейросетевая модель зрительного познавательного действия человека, в которой учтены и выражены в математической форме некоторые нейрофизиологические данные о строении и функционировании реальных нейронных сетей мозга. Проведён также анализа представлений Л.С. Выготского о «единицах» и «элементах» психологических систем, на основе которого выделено пять логически симметричных признаков единиц и элементов. Показано, что понятия «единица» и «элемент» системы являются разными полюсами одного теоретического конструкта деятельностной психологии. (Беспалов Б.И.). В рамках кафедрального научного направления проводились работы (совместно с кафедрой методологии психологии) по теме «Карьерные выборы: феноменологический анализ и психологическое сопровождение».Были проанализированы когнитивный и мотивационно-оценочный компоненты карьерной готовности выпускников одного из московских вузов, специалистов в области управления, а также рассмотрены возможности использования SWOT-технологии в карьерном консультировании. (И.В. Евсевичева и Г.Ю Любимова). Проводились теоретическое исследование и обобщение эмпирических и экспериментальных материалов, вскрывающих особенности психологического и психосоматического взаимодействия человека с предметно-пространственным окружением в рамках трехстадийной схемы реализации перцептивно-действенной активности человека. (О.Н. Чернышева). Проводились работы по разработке диагностических показателей и подбор методических средств, позволяющих оценивать экономическую успешность деятельности молодых предпринимателей, По теме реализовано эмпирическое исследование, направленное на выявление психологических факторов, определяющих успешность деятельности бизнесменов, осуществляющих свою работу в условиях экономики переходного типа, для которой характерны: бюрократизированность, коррупция, неблагоприятная система налогообложения, трудности в получении финансирования, нестабильная экономическая ситуация в стране, криминализированность среды, а также неблагоприятный политический климат для бизнеса в стране. (М.М. Абдуллаева). В отчётном году коллективом кафедры подготовлен и издан учебник «Психология труда, инженерная психология и эргономика»: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.А. Климова, О.Г. Носковой, Г.Н. Солнцевой. — М.: Издательство ЮРАЙТ, 2013. 35 а.л.. Велось изучение общих проблем психологического профессиоведения; психологических условий становления профессионала (ст.н.с.Буякас Т.М., м.н.с.Зотова Н.Н, н.с.Михеев В.А., ст.н.с. Пчелинова В.В). Разработан проект концептуальной программы научно-методической рефлексии актуального образовательного процесса в отдельном вузе (ст.н.с., 0,5 ст. Кринчик Е.П.) Проведен сравнительный анализ мотивации к профессиональной и непрофессиональной деятельности (ст.н.с. Родина О.Н.). Показано, что образ профессии и профессионала являются важными факторами профессионального становления (м.н.с. Фокина Р.А.).Исследуются реальные конфликты между участниками дорожного движения: типология конфликтов, их условия и причины, способы их устранения (ст.н.с.Фокин В.А.).

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".