Микроструктура когнитивных действий при последовательном и рекурсивном выполнении компьютеризованных задачНИР

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
3 15 февраля 2008 г.-15 декабря 2010 г. Микроструктура когнитивных действий при последовательном и рекурсивном выполнении компьютеризованных задач
Результаты этапа: В ходе выполнения проекта была реализована серия экспериментальных исследований когнитивных механизмов, обеспечивающих деятельность человека в условиях прерываний. В 2008 г. был создан оригинальный экспериментальный стенд для моделирования реалистичных фрагментов трудовой деятельности с возможностью их прерывания. Стенд позволял осуществлять видеорегистрацию поведения испытуемого, оценку временных, точностных и психофизиологических показателей эффективности выполнения экспериментальных задач, а также регистрацию движения глаз испытуемых. Были проведены две серии экспериментальных исследований когнитивных и поведенческих механизмов переключений между задачами в условиях последовательных прерываний. В 2009 г. было проведено основное исследование, направленное на анализ микроструктуры процессов обработки прерываний при выполнении компьютеризованных задач. Также было проведено дополнительное исследование динамики функциональных состояний при различных режимах переключения (включая рекурсивные переключения) между конкурирующими задачами. В 2010 г. был осуществлён полный статистический анализ собранных в основном исследовании данных, реализована серия экспериментальных исследований влияния используемой стратегии обработки прерывания на эффективность возобновления прерванной деятельности, а также исследование влияния прерываний на устойчивость формируемых при выполнении экспериментальных заданий ментальных репрезентаций. Полученные результаты свидетельствуют о существования двух типов когнитивно-поведенческих стратегий обработки прерываний ? реактивной, ориентированной на мгновенное переключение между задачами, и проактивной, ориентированной на подготовку переключений с целью снижения возникающей при обработке сложных прерываний дополнительной когнитивной нагрузки. Были показаны различия в относительной эффективности использованных стратегий обработки прерываний в зависимости от сложности заданий и типа стимульного материала. Обнаружено, что выбор стратегии обработки прерывания осуществляется на основе субъективной оценки его сложности. Анализ комплексных поведенческих, психофизиологических и глазодвигательных показателей показал, что использование проактивной стратегии позволяет существенно снизить когнитивную нагрузку при обработке сложных прерываний. Одним из механизмов снижения когнитивной нагрузки при использовании проактивной стратегии является формирование устойчивой ментальной репрезентации прерванного задания, позволяющей ускорить возобновление прерванной деятельности после окончания прерывания. Было показано выраженное увеличение «внутренней стоимости» прерываний при использовании рекурсивных переключений. Выявлены достоверные связи между показателями эффективности обработки прерываний и личностными и индивидуально-типологическими характеристиками, которые были объяснены в терминах когнитивных механизмов обработки прерываний. На основе полученных результатов была разработана концептуальная модель взаимодействия объективных характеристик прерываний, когнитивных и мета-когнитивных факторов, а также индивидуально-типологических и мотивационных факторов. Полученные результаты могут быть использованы при создании интеллектуальных систем поддержки компьютеризованной деятельности в условиях прерываний. По материалам выполненных исследований опубликовано 15 работ и сделано 14 докладов на международных и отечественных конференциях.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".