ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Процессы переработки информационных потоков составляют основу эффективного выполнения любого вида компьютеризированной деятельности, предъявляющей повышенные требования к когнитивным и психофизиологическим ресурсам человека. Протекание этих процессов в большой степени подвержено влиянию различных стресс-факторов, в том числе и ситуативных, одним из которых является прерывание текущей деятельности. Эта проблема релевантна широкому кругу задач, направленных на анализ механизмов регуляции деятельности в естественных условиях, однако до настоящего времени мало изучена в когнитивной и прикладной психологии. Исследование эффектов прерывания планируется проводить на базе экологически валидной лабораторной модели одного из наиболее типичных видов компьютеризированной деятельности. Предполагается выявить и сопоставить воздействие различных типов прерываний на когнитивные, исполнительные и эмоционально-регуляторные компоненты деятельности, определяющие стратегии адаптации к прерываниям, а также оценить величину затрачиваемых внутренних ресурсов и динамику функциональных состояний исполнителя. Комплексное применение методов микроструктурного анализа когнитивной деятельности и диагностики текущих функциональных состояний с использованием современных процедур статистической обработки данных позволит обосновать систему интегральных показателей, определяющих эффективность стратегий переработки информации в условиях прерывающих воздействий.
Проведены теоретический анализ и экспериментальное моделирование эффектов прерываний на выполнение компьютеризованных задач. Сформулированы основные принципы структурно-интегративного подхода к оценке эффективности деятельности по показателям успешности выполнения компьютеризованных задач, характеристик когнитивного функционирования и динамики функционального состояния человека. Создана экспериментальная установка, с помощью которой моделируются реальные условия трудовой деятельности и обеспечивается введение прерывающих заданий различной сложности на разных этапах выполнения основной задачи, а также полифункциональная регистрация параметров текущей деятельности в режиме реального времени. По результатам серии проведенных экспериментов были выявлены характерные особенности влияния прерываний на основные компоненты деятельности по переработке информации, определена специфика динамики функционального состояния под влиянием прерываний разного типа и уровня сложности, описаны основные когнитивные и поведенческие стратегии преодоления помех. Показана амбивалентность основных эффектов прерываний, отражающая компенсаторный характер перестроек во внутренней структуре регуляции деятельности. К числу главных негативных эффектов прерываний относятся устойчивое снижение качества и увеличение времени выполнения основной задачи, ухудшения показателей функционального состояния по показателям нарастания эмоционального напряжения, повышения уровня психофизиологической активации и увеличения признаков субъективного дискомфорта. Наряду с этим наблюдался ряд позитивных изменений в когнитивной сфере, связанных с активизацией функций распределения внимания и доминированием стратегии параллельной обработки информации в оперативной памяти. Выявлена закономерная связь между сложностью прерывания и эффективностью деятел ьности испытуемого, отражающая нарастание внутренней цены деятельности и усиления сознательного контроля за исполнением действий при увеличении сложности прерывающего задания. Показана роль индивидуально-психологических особенностей испытуемых в формировании разных стратегий преодоления помех, определяющих успешность задействованных адаптационных ресурсов. На основании полученных результатов были предложены рекомендации по оптимизации пользовательского интерфейса и подготовке обучающих алгоритмов для выполнения компьютеризированной деятельности в условиях прерываний с использованием новых программных средств.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
3 | 1 марта 2002 г.-25 декабря 2004 г. | Экспериментальное моделирование и анализ эффектов прерывания в деятельности по переработке информационных потоков |
Результаты этапа: Проведены теоретический анализ и экспериментальное моделирование эффектов прерываний на выполнение компьютеризованных задач. Сформулированы основные принципы структурно-интегративного подхода к оценке эффективности деятельности по показателям успешности выполнения компьютеризованных задач, характеристик когнитивного функционирования и динамики функционального состояния человека. Создана экспериментальная установка, с помощью которой моделируются реальные условия трудовой деятельности и обеспечивается введение прерывающих заданий различной сложности на разных этапах выполнения основной задачи, а также полифункциональная регистрация параметров текущей деятельности в режиме реального времени. По результатам серии проведенных экспериментов были выявлены характерные особенности влияния прерываний на основные компоненты деятельности по переработке информации, определена специфика динамики функционального состояния под влиянием прерываний разного типа и уровня сложности, описаны основные когнитивные и поведенческие стратегии преодоления помех. Показана амбивалентность основных эффектов прерываний, отражающая компенсаторный характер перестроек во внутренней структуре регуляции деятельности. К числу главных негативных эффектов прерываний относятся устойчивое снижение качества и увеличение времени выполнения основной задачи, ухудшения показателей функционального состояния по показателям нарастания эмоционального напряжения, повышения уровня психофизиологической активации и увеличения признаков субъективного дискомфорта. Наряду с этим наблюдался ряд позитивных изменений в когнитивной сфере, связанных с активизацией функций распределения внимания и доминированием стратегии параллельной обработки информации в оперативной памяти. Выявлена закономерная связь между сложностью прерывания и эффективностью деятел ьности испытуемого, отражающая нарастание внутренней цены деятельности и усиления сознательного контроля за исполнением действий при увеличении сложности прерывающего задания. Показана роль индивидуально-психологических особенностей испытуемых в формировании разных стратегий преодоления помех, определяющих успешность задействованных адаптационных ресурсов. На основании полученных результатов были предложены рекомендации по оптимизации пользовательского интерфейса и подготовке обучающих алгоритмов для выполнения компьютеризированной деятельности в условиях прерываний с использованием новых программных средств. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".