ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Предлагаемый проект экспедиционного исследования современных сакральных практик освоения социальных ландшафтов предполагает работу в одном из самых сложных для этнографической экспедиционной работы регионов России - на южном Алтае (в основном, в Онгудайском районе Республики Алтай, РФ). Актуальность предлагаемого исследования заключается в социально-антропологическом исследовании наиболее сложноуловимых и вместе с тем устойчивых культурных паттернов, оказывающих влияние на современные идентичности алтайцев, их мировосприятие и отношение к любого рода экономическим новшествам или социальным переменам в Республике Алтай. Без понимания специфики преломления и ре-актуализации представлений о культурном и историческом наследии в современной жизни местного населения сложно вести речь о сколь-либо осознанной социально-экономической (да и национальной тоже) политике в данном регионе. Все заявляемые к изучению в ходе полевого этнографического исследования проблемы, без исключения, входят в число топ-тем современной социальной антропологии: это сохранение и изобретение традиций, а также каналы их трансляции, автописьмо, локальные парки, музеи и идентичность, коммерциализация воображаемой культуры, клановая идентичность и клановость в современной жизни, индигенный перспективизм и ряд иных. Благодаря целенаправленному сбору полевого материала с применением унифицированной программы исследования с набором ключевых тем (вопросов) для интервью, аудио-визуальными наблюдениями, включенным наблюдением, сбором и контент-анализом различных документов/публикаций в местной прессе (в частности, в газете "Амаду Алтай"), мы рассчитываем выявить наиболее значимые практики освоения людьми социальных ландшафтов, равно как и причины задействования именно этих практик. Будут собраны уникальные полевые материалы во время работы в населенных пунктах Каракольской долины с мастерами народных промыслов/ремесел, со сказителями, шаманами, ярлыкчы, автописьмецами, руководителями местных музеев, дирекцией Каракольского (этно)природного парка и др. не менее яркими ключевыми информантами. В предлагаемом нами комплексном варианте сходные проекты на саяно-алтайских материалах в последние три десятилетия (не говоря уже о советском времени отечественных этнографических работ в регионе) никем не осуществлялись. Вместе с тем в проекте будет хорошо видна историческая преемственность с наиболее яркими исследованиями раннего советского времени: мы будем работать именно в тех населенных пунктах, в которых в 1930 и 1932 гг. собирал полевые материалы один из классиков отечественной этнографии С.А. Токарев. Обращение в ряде случае к тем же сюжетам, что и у Токарева (в частности, сохранение родовой структуры и организация ремесла), позволит, как мы рассчитываем, отказавшись безусловно от раннесоветской риторики, проследить динамику трансформации представлений аборигенного населения о собственных "традициях" и о существующих сейчас социальных практиках.
Пилотный проект экспедиционного исследования современных сакральных практик освоения социальных ландшафтов на Южном Алтае был реализован не просто в полной мере, но и с существенным расширением района и объектов исследования по сравнению с изначально планировавшимися. Полевые исследования велись в основном в Онгудайском районе Республики Алтай, РФ, а именно в населенных пунктах Каракольской долины с мастерами народных промыслов/ремесел, со сказителями, шаманами/ярлыкчы, автописьмецами, руководителями местных музеев и другими не менее яркими ключевыми информантами. Важно отметить, что работа велась не только с алтайским населением, но и с потомками немцев, значительное число которых было выявлено в с. Онгудай, административном центре одноименного района. Благодаря целенаправленному сбору полевого материала с применением унифицированной программы исследования с набором ключевых тем (вопросов) для интервью, аудио-визуальными наблюдениями, включенным наблюдением, сбором и контент-анализом различных документов/публикаций в местной прессе (в частности, в газете "Амаду Алтай"), мы смогли выявить наиболее значимые практики освоения людьми социальных ландшафтов, равно как и причины задействования именно этих практик, которые в некоторой степени позволяют людям также сохранять или забывать социальные травмы. Удалось выявить уникальный феномен неустной передачи алтайской эпической традиции и провести ряд экспериментов по фиксации текстов. Актуальность исследования заключается в социально-антропологическом изучении наиболее сложноуловимых и вместе с тем устойчивых культурных паттернов, оказывающих влияние на современные идентичности людей (в нашем случае – в основном, алтайцев), их мировосприятие и отношение к любого рода экономическим новшествам или социальным переменам в Республике Алтай. Без понимания специфики преломления и ректуализации представлений о культурном и историческом наследии в современной жизни местного населения сложно вести речь о сколь-либо осознанной социально-экономической и национальной политике в данном регионе. Собранные в ходе экспедиции материалы позволяют вести исследования, вполне соотносимые с современным социально-антропологическим дискурсом, в котором есть место и сохранению и изобретению традиций, а также каналам их трансляции, автописьму и проблеме соотношения письменного и устного, локальным паркам, музеям и идентичностям, коммерциализации воображаемой культуры, клановой идентичности и клановости в современной жизни, индигенному перспективизму. Собранные материалы свидетельствуют о необходимости продолжения исследований в данном регионе в ближайшие годы и - в перспективе - позволяют рассчитывать на публикацию результатов как в виде книг, так и статей в лидирующих антропологических журналах мира. В настоящее время завершается авторская работа над рукописями трех статей для журналов "Milli folklor", "Folklore" и "Сибирские исторические исследования" (все три - Web of Science / Scopus). Данный проект выполнялся не только силами основных участников, но также с привлечением студентов исторических факультетов МГУ и ТГУ. По итогам работы в поле силами студентов МГУ была подготовлена и в октябре 2017 года реализована большая авторская (А.Жердева) фотовыставка «Голоса Алтая».
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Разговоры с предками: современные сакральные практики освоения социальных ландшафтов на южном Алтае (экспедиционное этнографическое исследование) |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".