Аннотация:В статье описывается исследование феномена вербальной агрессии в условиях конфликта и фрустрации. Приводятся результаты серии экспериментов на материале устной и письменной коммуникации. В качестве языкового материала в экспериментах используются образцы аутентичной русской речи в предконфликтной, конфликтной и постконфликтной ситуациях; письменная речь, полученная по методу моделирования ситуации общения в разных статусно-ролевых условиях (на материале русского языка); звучащие образцы современной сценической речи, содержащей языковые и речевые репрезентанты состояния агрессии (на материале русского языка). Исследование базируется на перцептивно-слуховом анализе звучащей речи. Анализируются формы вербальной ответной агрессии, ее связь с условиями коммуникации, а также проверяется возможность воздействия социально-ролевой позиции фрустратора на ответную вербальную агрессивную реакцию. Описывается перцептивно-слуховой «паспорт» состояния, близкого к состоянию агрессии. Анализ материала завершается формулировкой практических рекомендаций в отношении диагностики и локализации конфликта в речевой коммуникации.
Ключевые слова: вербальная агрессия, деструктивное речевое поведение, статусно-ролевая асимметрия, перцептивно-слуховой анализ, конфликт, диагностика, прогнозирование, экспериментальное исследование.
The article proposes preliminary results of experimental research on verbal realization of aggression in conflict situations and frustration by Russian speakers in spoken language. Different forms of verbal aggression and their connection with communication conditions are analyzed. Experimental situations take into account gender, different status and role position of the subject and confirm the detected auditory-perceptual “passport” of the state of aggression. Authors suggest a list of practical recommendation on how to identify aggression and cope with destructive consequences in different stages of conflict situation.
Keywords: verbal aggression, destructive verbal behavior, status-role asymmetry, auditory-perceptual analysis, conflict, diagnostics, prediction, experimental research.