Русский мультиканальный дискурс. Часть II. Разработка корпуса и направления исследованийстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 6 декабря 2018 г.
Аннотация:В первой части статьи, опубликованной в номере 1 “Психологического журнала” за 2018 год, было обосновано понятие мультиканального дискурса как нового и перспективного объекта исследования. В отличие от традиционного представления о языке как вербальной структуре, было предложено более объемлющее представление, при котором в язык включается широкий спектр коммуникативных каналов. Вербальный канал и просодический канал, включая многочисленные его компоненты, реализуются в рамках вокальной (слуховой) модальности. Кинетическая (зрительная) модальность представлена в виде большого набора коммуникативных каналов, включая движения глаз, различные типы жестов и проксемику. Были рассмотрены принципы аннотирования основных коммуникативных каналов, включая вербальный, просодический, мануально-жестовый и окуломоторный. В данной (второй) части обсуждается ресурс “Рассказы и разговоры о грушах”, включающий серию записей естественной коммуникации между несколькими участниками, в совокупности с вокальной и кинетической аннотацией этих записей. Ресурс сформирован в рамках комплексного теоретико-методологического подхода к изучению русского мультиканального дискурса. Записи были выполнены при помощи оригинальных технических решений, включающих высококачественную аудиозапись и видеозапись, а также регистрацию движений глаз. На этой основе формулируется программа мультиканальных исследований, включая общие понятия теории коммуникации и проблему взаимодействия между каналами. Дается обзор основных направлений актуальных исследований в области мультиканальной коммуникации. В заключении подводятся итоги обеих частей статьи и формулируются дальнейшие научные перспективы. Подход, представленный в статье, предлагается со стороны лингвистики, но при этом является междисциплинарным и ориентирован на психологическую аудиторию.