Аннотация:В статье содержится развернутая аргументация против атрибуции трактата "О созерцании и его видах" Гуго Сен-Викторскому. Эта атрибуция, обоснованная издателями латинского оригинала Б.Орео (1859) и Р.Бароном (1958), вызвала неоднозначную реакцию среди ученых. Современные эрудиты после выхода в свет статьи И.Бейци (Bejczy I. P. De contemplatione et eius speciebus: A work falsely attributed to Hugh of Saint Victor // Studi medievali. Anno 45, Fasc. 1, 2004. P. 433-443)пришли к почти полному консенсусу относительно неаутентичности трактата "О созерцании и его видах".Однако не стоит делать из этого нигилистические выводы. С одной стороны, памятуя о том, что этот трактат некогда приписывался Гуго Сен-Викторскому, напрашивается вывод о том, будто потеря столь почтенного авторства влечет за собой потерю статуса и, стало быть, изучение этого текста не сулит ничего нового и перспективного. Такова, в конечном счете, позиция Патриса Сикара, выраженная в его книге «Гуго Сен-Викторский и его Школа». Поскольку трактат «О созерцании и его видах» не входит ни в список сочинений, фигурирующих под рубрикой подлинные сочинений (œuvres authentiques), ни в список сочинений, чья атрибуция сомнительна (œuvres d’attribution douteuse), то, по вердикту Сикара, трактат должен быть рассмотрен как «определенно неаутентичный» (œuvre d’une spurilité certaine). Подход Сикара трудно назвать продуктивным, ибо помимо бесспорно признанных авторитетов духовную и интеллектуальную атмосферу XII века обусловливали в той или иной мере и «середняки». Гораздо продуктивнее подход Д. Пуареля. «Если, – пишет Пуарель, – понятно и даже желательно, что историки сосредоточивают свои усилия на вершинах викторинской школы, то авторы менее блестящие, но намного более показательные дают, без сомнения, более точную идею интеллектуального и духовного «среднего» климата в Сен-Викторской школе; более того, они позволяют увидеть, в какой мере наиболее оригинальные интуиции Гуго или Ришарда были в действительности поняты, ассимилированы и отражены их собратьями». Вместе с тем не стоит оценивать достоинства или недостатки De Contemplatione только в рамках Сен-Викторской школы, а есть смысл обозреть их в более широком контексте, т.е. в сравнении с произведениями, созданными представителями других школ и направлений теолого-философской мысли XII века.