Аннотация:Комплексное междисциплинарное изучение механизмов речевой и моторной готовности проводилось на клинической модели заикания с помощью нейропсихологических (по А.Р. Лурии), биомеханических (исследование неречевых движений на примере ходьбы) и психофизиологических (мозговая локализация потенциала речевой готовности) методов. Обнаружена связь между дефектами серийной организации речи, ходьбы и выполнения двигательных нейропсихологических проб (реципрокной координации и динамического праксиса). Показано, что дефекты речевой готовности связаны с патологическим возбуждением лимбической системы и патологической деактивацией стволовых структур, левой лобной коры, левых базальных ядер и правой височной коры, а также с дополнительной активацией правой лобной коры. Сделан вывод о системном характере речевых нарушений при заикании и о единстве мозговых механизмов речевой и моторной готовности в психическом функционировании человека.Complex interdisciplinary study of mechanisms of readiness for speech and movements in stuttering used neuropsychological (A.R. Luria battery), biomechanical (a study of nonverbal movements such as the gait) and psychophysiological (brain localization of potential of readiness for speech) methods. Connection between defects of the sequential organization of speech, gait and performance in neuropsychological tests on reciprocal coordination and dynamic praxis was revealed. Defects of readiness for speech are connected with pathological excitation of limbic system and pathological deactivation of brainstem, left frontal cortex, left basal nuclei and right temporal cortex, as well as with additional activation of the right frontal cortex. These data prove the systemic nature of speech defects in stuttering and the unity of brain mechanisms of verbal and motor readiness in human mental functioning.