Аннотация:Целью нашего исследования была диагностика общеучебных умений студентов-гуманитариев в процессе работы с текстом объяснительного типа. Согласно самоотчетам учащихся, выделение главного является основной стратегией в работе с учебным материалом. Нас интересовало, какие критерии используют студенты при дифференциации существенной информации в специально сконструированном учебно-научном тексте. В исследовании принимали участие 3 группы студентов гуманитарных специальностей. Всего – 431 человек. Подавляющее меньшинство студентов контролируют эффективность усвоения учебного материала в соответствии с метакогнитивными критериями. Только 6% учащихся выделили в качестве главного описание фактов и их объяснение. Остальные студенты в качестве существенной информации предпочитают утверждения в форме определений, исторические ссылки и утверждения о значимости проблемы. Результаты свидетельствуют о том, что у студентов не сформированы нормативные академические представления о структуре научного знания и стратегии его усвоения.