Аннотация:Автор видит главную проблему при формировании комплексного этнокультурного образования в различных подходах к решению проблем национальной школы (во всем многообразии определений для этого словосочетания). Опыт показывает, что основной акцент в регионах делается на изучении родного (нерусского) языка (этнофилологическое направление). Само по себе изучение языка в отрыве от знакомства с культурными и историческими (этноисторическое, этнографическое направление), а также экономическими и политическими особенностями развития региона недостаточно для формирования позитивной региональной идентичности. Кроме этого, этнофилологическое направление отягощено рядом концептуальных проблем, требующих решения. В частности, в Удмуртии филологи до сих пор дискутируют о целесообразности удмуртской национальной школы и об определении степени автономности таких учебных предметов, как «русский язык» и «родной (нерусский) язык». Опыт применения знаний исторического и этнографического краеведения в образовательной практике, напротив, не является чем-то новым. Школьное историческое краеведение (родиноведение) широко практиковалось в школах России на протяжении XIX-XX вв. В XXI в. в связи с реализацией Концепции духовно-нравственного развития граждан России и апробацией историко-культурного стандарта процесс изучения истории и культуры региона оформился в достаточно понятную, четкую систему - «от семьи к республике; от республики к стране». Статья посвящена описанию некоторых этапов эволюции этой системы на примере конкретного субъекта РФ.