Аннотация:Аннотация: В статье рассматривается вопрос о соотношении морали и права в философии П.А.Кропоткина. Излагается позиция философа, основанная на двух базовых постулатах: вере в прогрессивный характер эволюции общества и отрицании какой-бы то ни было положительной роли государства в социальной жизни. В связи с этим проводятся принципиальные различия между пониманием сути права и морали, при этом само право понимается П.А.Кропоткиным крайне не однозначно. Нравственность, согласно позиции философа, основывается на принципах взаимной помощи, свободы и справедливости, что отражается в характере моральной нормативности. Однако следует различать нравственность первобытную (природную и подлинную) от той, что была сконструирована в классовом обществе. Опираясь на глубокое знание трудов своих предшественников, философ видел в морали и праве не только аспекты различения, но и принципиальную общность в их «натуральном» (природном) генезисе, подлинные основания которого наблюдаемы только в первобытном обществе. С этой точки зрения, возврат к истокам нравственности и всякой нормативности (обычаям и правилам свободного бесклассового общества) приведет к их новому соединению на основаниях взаимодействия равноправных индивидов на основании общих интересов и потребностей. С одной стороны, мысли о соотношении права и морали, высказанные П.А.Кропоткиным, явились развитием идей его предшественников, с другой стороны, эти мысли отнюдь не потеряли своей актуальности в условиях процессов социальной трансформации, имеющих место в современной России. По мнению мыслителя, только гражданская солидарность, равенство и гражданское объединение способны повлиять на общественную жизнь и изменить устаревшие нормы. В этом плане делается акцент на творческий общественный характер нормативности как в морали, так и в праве, не зависящий ни от каких государственных реформ.
Ключевые слова: мораль, право, нормативность, анархо-коммунизм, этика, философия права.