Натали Ришар. Смерть и современность: археология в Париже 1900 годастатьяПеревод
Статья опубликована в высокорейтинговом журнале
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 24 января 2020 г.
Аннотация:Ключевые слова: модерность, декаданс, археология, медиа, Альбер Гайе, Антинополь
УДК: 902.2+94
На парижской Всемирной выставке 1900 года в Париже в павильоне «Дворец костюма» была представлена важная выставка античных одежд. Многие объекты прибыли из раскопок в египетском городе Антинополе. Спустя год сенсацией стала выставка в Музее Гиме. В ней экспонировалась мумия, идентифицированная как «Таис», которая также была найдена в Антинополе. Анализируя масштабные раскопки Альбера Гайе в этом городе, я хочу пролить свет на некоторые аспекты культуры 1900 года. Во-первых, я попытаюсь показать взаимосвязь между открытием неклассической, «архаической» античности и изобретением новой модерности XX века, одновременно научной (с реальной и метафорической фигурой археолога) и эстетической; модерности, противостоящей ощущению гибели, присущему культуре fin de siècle, но одновременно и подпитывающейся им. Во-вторых, я исследую связь между модерностью и новой популярной культурой конца XIX века, основанной на новых медиа (популярных СМИ, печатной фотографии, массовых выставках).
Nathalie Richard (University of Maine (Le Mans); professor of contemporary history; PhD) nathalie.richard@univ-lemans.fr.
Key words: modernity, decadence, archaeology, media, Albert Gayet, Antinoé
UDC: 902.2+94
At the Paris World Fair of 1900, an important exhibition on antique costumes was held in the “Palais du costume.” Many objects came from the Egyptian site of Antinoé. A year later, an exhibition at the Musée Guimet became a sensation. It exhibited a mummy identified as “Thais,” which was also discovered at Antinoé. By looking at the impact of Albert Gayet’s massive excavations at Antino?, I intend to shed light on several aspects of culture in the year 1900. First, I intend to show the relationship between the discovery of a non-classical, “archaic” antiquity and the invention of a new 20th-century modernity, both scientific (with the real and metaphorical figure of the archaeologist), and aesthetic; a modernity counteracting, but also feeding on, the sense of doom in fin de siècle culture. Secondly, I will study the relationship between this modernity and the new popular culture that characterized the end of the century, a new culture based on new medias (popular mass media, press photography, mass exhibitions).