Религиозный идеал М. М. Щербатова в свете законодательной политики просвещенного абсолютизма // Nota bene. Политика и общество. № 12 (120). Российская академия наук институт социально-политических исследованийстатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 16 января 2019 г.
Аннотация:Статья посвящена религиозному устройству государства, описанного М. М. Щер-
батовым в его утопии «Путешествие в землю Офирскую» (1783). В центре научного исследова-
ния изображенный писателем тип полицейского-священнослужителя. Автор рассматривает
существующие научные взгляды на возможные истоки данного художественного образа. Соглас-
но Т.В. Артемьевой религиозный идеал Щербатова сформировался под воздействием идей немец-
кой камералистики Юсти и Зонненфельса, в то время, как Г.В. Вернадский и С.Л. Бер объясня-
ют выбор писателя его масонскими взглядами. Показав, что ни та, ни другая точка зрения, тем
не менее, не объясняет происхождение данного образа, исследователь предлагает новое решение
научной проблемы: анализ религиозной «реформы» Щербатова в свете законодательной полити-
ки просвещенного абсолютизма. В качестве анализируемого материала привлекается широкий
спектр законопроектов (черновых вариантов) и законов, отражающих практику религиозного
дисциплинирования на протяжении XVIII столетия. Это, прежде всего, Именной указ 1718 года
об обязательной исповеди, Духовный регламент (1721), проект Нового Уложения 1755 года и ряд
документов екатерининской эпохи, таких «Большой наказ императрицы» и «Устав благочи-
ния или полицейский» (1782) и др. Рассмотрев «Путешествие в землю Офирскую» в контексте
данных законодательных актов, с одной стороны, и деятельности Щербатова как депутата
Большой комиссии по составлению нового уложения,— с другой, автор статьи приходит к выво-
ду, что образ священника-полицейского отвечал общей государственной политике просвещенного
абсолютизма в отношении православной Церкви.