Аннотация:В статье рассматривается российская практика организации платного проезда на федеральных автомобильных дорогах. Целью статьи является выявление рисков, ухудшающих условия дорожного движения на платном и альтернативном маршрутах. На основе методики анализа затрат-выгод, которая используется в мировой практике инвестиционного проектирования для оценки вклада в достижение целей социально-экономического развития, исследованы нормативно-методические документы, регламентирующие принципы тарификации автомобилей и выбора системы взимания платы, проектная документация на строительство платных дорог. Вскрыты основные ошибки в принятии инвестиционных решений, возникающие вследствие как особенностей сложившейся системы проектирования, так и непроработанности регулирующих мер. Выявлены системные противоречия между сложившейся схемой принятия решений и необходимостью согласования разнородных интересов общества и частного инвестора, которое требует итеративной процедуры для корректировки предварительных решений и рассмотрения вариантов согласованного сетевого развития. На основе анализа условий оптимальности показано, что коммерческая мотивация является ограничением для существенного ухудшения состояния платной дороги, однако может способствовать умеренному снижению качества строительных и ремонтных работ в зависимости от уровня загрузки альтернативного маршрута и расхождения между общественной и коммерческой нормами дисконта. Предложены меры для снижения основных рисков создания сети платных дорог, таких как повышенная нагрузка на альтернативные дороги в результате ошибочных, но выгодных коммерчески проектных решений на платной дороге и ухудшение условий движения на существующих дорогах при переводе их в платные. Рекомендовано использовать гибкую систему тарифов в зависимости от уровня загрузки дорог альтернативного маршрута.