Место издания:Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований (МАКИ) Калининград
Первая страница:531
Последняя страница:532
Аннотация:Классический стимульный материал к иллюзии Вазарели представляет собой не менее 7 наложенных друг на друга квадратов, размер которых меняется от большего к меньшему, а светлота равномерно распределяется от черного к белому. Иллюзорный эффект проявляется в том, что наблюдатель отчетливо видит яркий крест, локализованный по диагоналям квадратов. В рамках трехуровневой модели обработки зрительной информации (Adelson 2000) классическое объяснение этой иллюзии основано на 2 механизмах, а именно: на сенсорном механизме латерального торможения, действующем на уровне сетчатки, и механизме заполнения (filling-in), действующем на кортикальном уровне. В пользу важной роли механизмов кортикального уровня свидетельствуют данные, показавшие влияние геометрии линий, образующих стороны квадратов, на выраженность эффекта Вазарели (Menshikova, Polyakova 2009). Вопрос о том, влияют ли механизмы когнитивного уровня обработки информации на формирование иллюзии Вазарели, не исследовался. Гипотеза нашего исследования состояла в том, что преобразование двумерного паттерна иллюзии в трехмерную сцену путем введения признака диспаратности изменит выраженность иллюзии Вазарели. Стимульный материал представлял собой 5 пространственных конфигураций иллюзии (рис. 1): 0 — классическая 2D-конфигурация; П1,2 – 3D-конфигурации, образующие выступающие на наблюдателя пирамиды (с диспаратностью –5 px (П1) и –10 px (П2)); Т1,2 — 3D-конфигурации, образующие углубляющиеся внутрь экрана туннели (с диспаратностью 5 px (Т1) и 10 px (Т2)). Стереопары этих конфигураций предъявлялись с использованием технологии малой виртуальной реальности (очки ВР eMagin Z800 3D Visor). Для изучения выраженности иллюзорного эффекта в 2D и 3D конфигурациях использовался метод парных сравнений Терстоуна. Стимулы разных конфигураций предъявлялись попарно в случайном порядке и сравнивались между собой. Наблюдатель в каждой пробе должен был выбрать конфигурацию с «более ярким крестом». Участники. В исследовании приняли участие 25 человек (12 мужчин и 13 женщин) в возрасте от 17 до 30 лет с нормальным или скорректированным зрением. Перед началом экспериментальной сессии проверялось стерео зрение участников. Результаты. По результатам парных сравнений пяти вариантов иллюзии Вазарели (плоская иллюзия (0), две пирамиды (П1 — невысокая; П2 — высокая) и два туннеля (Т1 — неглубокий и Т2 — глубокий)) были построены порядковые шкалы выраженности иллюзорного эффекта — яркости креста. Результаты исследования показали, что иллюзия в трехмерных вариантах выглядит ярче, чем в плоском. Иллюзорный эффект сильнее для более выраженных трехмерных форм: ранг 1 чаще (с частотой 0,76) получали конфигурации с большей диспаратностью (П2 и Т2). Наблюдаемый эффект может быть объяснен проявлением такого феномена как «эффект присутствия» (presence effect). Он проявляется в том, что у наблюдателя возникает комплексное субъективное переживание присутствия виртуальных предметов, что приводит к более сильным ощущениям их отдельных свойств – яркости, цвета, формы. Появление эффекта присутствия зависит от многих факторов, включая обстановку, контекст, личностные особенности и опыт наблюдателя, однако считается, что ВР-среда провоцирует возникновение данного переживания. В свою очередь, характерными его проявлениями являются большая реалистичность и яркость переживаний, эмоциональная вовлеченность субъекта, лучшее запоминание им материала и др. Таким образом, предпочтение трехмерных конфигураций как более ярких в нашем эксперименте может быть вызвано тем, что при возникновении эффекта присутствия они выглядят как более реальные и предметные в сравнении с плоскими. Вторым интересным результатом явилась обнаруженная нами взаимосвязь между конфигурациями, получавшими у одного и того же испытуемого первые два ранга: если 1-ый ранг был присвоен пирамиде, то и 2-ой ранг, как правило, тоже присваивался пирамиде; если 1-е место занимал туннель, то и 2-е – туннель. Таким образом, условно выделились группы, обладающие разными предпочтениями: пирамид (П-группа) и туннелей (Т-группа). У шести испытуемых распределение предпочтений не было выражено. Разделение выборки на П- и Т-группы также может быть связано с большей или меньшей «реалистичностью» конкретной пространственной интерпретации для разных участников эксперимента. Вывод. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что преобразование двумерного варианта иллюзии в трехмерный влияет на выраженность иллюзорного эффекта. Этот эффект может быть связан с механизмами когнитивного уровня, одним из которых является механизм «эффекта присутствия».