Категория развития как основа психолого-педагогических исследования образованиястатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 31 января 2019 г.
Аннотация:Статья посвящена проблеме психологического развития индивида в контексте совместной де-
ятельности. Отправной точкой являются позиции Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина об источни-
ках и условиях развития, его психологическом механизме, определяющем внутреннюю динамику
развития. Изложен взгляд на развитие как на объективный процесс, что позволяет конкретизиро-
вать концепцию возрастной периодизации Д.Б. Эльконина. Подчеркивается двойственный харак-
тер способа деятельности, который в ходе совместной деятельности всегда реализуется в системе
отношений через способы действий субъекта, что позволяет избежать сохраняющегося в психоло-
гии разрыва мотивационной (личностной) и операционально-технической (предметной) сторон
деятельности. Психологический механизм развития деятельности субъекта рассматривается как
разрешение противоречий, объективно возникающих в ходе его включения во все новые виды
совместной деятельности, которые закономерно требуют развития сложившихся ранее способов
действия, что, в свою очередь, ведет к трансформации системы его отношений. Показано, что в
процессе совместной деятельности на каждом витке (этапе) развития конкретные способы пред-
метных действий субъекта перестают соответствовать складывающейся системе отношений, что
ведет к изменению мотивационной основы деятельности субъекта, определяющей развитие этих
способов.