Место издания:Издательство РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург
Первая страница:278
Последняя страница:283
Аннотация:В соответствии с позицией Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье понимается как состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в развитие общества; в этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования общества. В последнее время различные аспекты психического здоровья и психологического благополучия стали предметом широкого круга разнообразных отечественных и зарубежных исследований, в том числе в образовательном пространстве. Актуальной задачей для изучения, диагностики и мониторинга психологического
благополучия в образовательном пространстве, в том числе в рамках деятельности психологических служб в системе образования, является разработка методических средств
измерения и оценки этого сложного многомерного явления. Одной из широко распространенных и признанных эффективными методик в данной области является Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург (Warwick-Edinburgh Mental Wellbeing Scale - WEMWBS). Даная методика содержит 14 вопросов, касающихся субъективного благополучия и психологического функционирования, которые сформулированы в позитивном ключе и направлены на оценку положительных аспектов психического здоровья. Изначально методика разрабатывалась специалистами университетов Варвика и Эдинбурга, затем получила широкое распространение и признание в разных странах, нашла плодотворное применение в отечественных исследованиях, однако до настоящего времени не было представлено результатов её полноценной адаптации на
российской выборке. Нами начата работа над адаптацией методики на российской выборке. На данный момент проанализированы данные 134 респондентов. Проверена внутренняя непротиворечивость данных, в результате чего обнаружена высокая степень их надежности (альфа Кронбаха – 0,889). Для установления конвергентной валидности результаты сопоставлены с результатами Шкалы позитивного и негативного аффекта. Оказалось, что оценки по Шкале психического благополучия связаны прямо с оценками по Шкале позитивного аффекта (r=0,477, p<0,001) и обратно – с оценками по Шкале негативного аффекта (r= -0,347, p<0,001). Дальнейшая работа по адаптации Шкалы психологического благополучия на российской выборке предполагает расширение выборки, оценку психометрических параметров шкалы и разработку нормативных показателей с учетом пола, возраста и других характеристик респондентов.