Аннотация:Жилищное строительство в Московской агломерации тесно связано с миграцией населе-
ния России в столичный регион. Покупка жилой недвижимости является одним из каналов
миграции на постоянное место жительства (ПМЖ). Приобретение иногородними покупате-
лями на первичном рынке Московского столичного региона (МСР) до 2,5 млн м2 недвижи-
мости обеспечивает жильем около 100 тыс. чел. мигрантов в год, или около 40 % чистого
миграционного притока. На инорегиональных покупателей приходится 17 % сделок на пер-
вичном рынке жилья Москвы и 23 % в Подмосковье. Активность покупателей на рынке жилья
МСР обладает пространственной дифференциацией по регионам России, которую определя-
ют факторы природной ренты, агломерационного эффекта, статусной ренты в крупных горо-
дах, расстояния от МСР. Региональная принадлежность покупателей определяется по адресам
их первоначальной регистрации. Фактор природной ренты проявляется в высокой доле (6,4 %)
покупателей жилья в Москве из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных окру-
гов (ХМАО и ЯНАО), почти вчетверо превышающий их долю в населении. Фактор расстояния
приводит к превышению в 2,1 раза доли покупателей жилья в Москве из регионов-соседей
1-го порядка над их долей в населении. Региональная дифференциация покупателей жилья
во многом определяется конкуренцией за человеческий капитал не только между регионами
в целом, но и между крупными городами и региональными центрами. Именно в них прояв-
ляется действие агломерационного эффекта. Наибольшая активность на рынке жилья Москвы
характерна для жителей из городов с численностью населения 250—500 тыс. чел., Московской
области — с численностью населения 100—250 тыс. чел. Доля покупателей из городов-мил-
лионников (17,7 %) незначительно превышает их долю в населении. Малые города и сельская
местность обладают слабой покупательской активностью на рынке жилья. Таким образом,
развитие альтернативных Москве центров притяжения на национальном уровне связано с
изменением миграционных стимулов для жителей городов с населением 100—500 тыс. чел.