Аннотация:В фокусе внимания статьи – проблемы формирования турецкого национализма в кемалистской трактовке, конструирования концепта турецкой нации и кемалистского тюркизма в 1930-е гг. Принцип определения этнической принадлежности по языку сделали из последнего один из основных маркеров кемалистского тюркизма, определяемого Мустафой Кемалем и Афет Инан как «единство политического бытия и прародины, историческое и этническое родство». Ислам, являвшийся одним из краеугольных камней тюркизма в его «классическом», «гёкальповском» понимании, из кемалистского тюркизма исключался. Тотальная секуляризация всех сфер общественного бытия лишали мусульман, составлявших 97,5% населения Турции, доминирующей коллективной идентичности, которую спешно надо было чем-либо заменить. И как альтернатива прежней исламской идентичности кемализм предлагал тюркизм.