«Книга, орудие духа»: Октавио Пас и Стефан Малларместатья
Статья опубликована в высокорейтинговом журнале
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 17 февраля 2021 г.
Аннотация:Статья посвящена одному из ключевых произведений Октавио Паса – поэме с непереводимым заглавием «Blanco» (1966), в которой нашли преломление эстетические и интеллектуальные импульсы, воспринятые поэтом от Стефана Малларме, индийской культуры и структурализма. Изданная в 1967 году как «книга-объект», предполагающая разные «маршруты» прочтения разворачивающегося по вертикали текста, поэма стала первым в творчестве Паса экспериментом, нацеленным на преодоление линейности поэтического высказывания за счет активации его материальных параметров, в результате чего усиливается аналогия текст–тело в его сиюминутности. Поэтический опыт, по замыслу Паса, должен переживаться читателем как своеобразный «ритуал»: в этой перспективе «Бланко» соотносится с Книгой как «орудием духа» в концепции Малларме. Анализируя поэму сквозь призму трех культурных контекстов (Малларме, тантризм, философия доколумбовой Америки), автор выявляет логику взаимодействия «физики» и «метафизики» текста и делает вывод о том, что цель «ритуала» состоит в преодолении дуализма материи и духа, относительности языкового знака. Центральный сюжет поэмы – путь слова «из молчания в молчание», процесс его материализации и развоплощения – интерпретируется сообразно представленной М. Бланшо в эссе «Литература и право на смерть» (1949) диалектике разрушительных и созидательных сил литературного языка.