Аннотация:Несмотря на обозначившуюся тенденцию постепенного снижения доли зрительской аудитории, крупнейшие федеральные каналы, входящие в состав первого цифрового мультиплекса, остаются в аудиторном сегменте бесспорными лидерами. Так, среднесуточная доля аудитории Первого канала среди телезрителей старше четырех лет составила в 2017 г., по оценке компании Mediascope, 12.1 %. Причем, в тройке с ТК «Россия 1» и НТВ телеканал обеспечивает 35 % телевизионного потребления в стране.
По данным последнего отраслевого доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Телевидение в России в 2017 году. Состояние, тенденции и перспективы развития», Первый канал последовательно снижает долю информационных программ в эфире (с 16 % в 2015 г. до 12 % в 2017 г.), доля же социально-политических программ устойчиво растет (с 3 % до 10 %).
Так, итоги предпринятого исследования контента эфирной недели Первого канала весеннего телевизионного сезона со 2 по 8 апреля 2018 г. фиксируют лидерское соотношение общественно-политического и социального вида вещания (19.5 % и 17.5% соответственно), сравнительно близкий по объему слот информационно-развлекательного и потребительского (15.8 % и 13.1 %), почти равновеликий – информационный и документально-художественный вид вещания (9.5 % и 9.2 %).
Относительно жанровых предпочтений в программной мозаике Первого канала, как и других крупных отечественных телекомпаний, скорее нужно говорить о планомерно реализуемых стратегиях. 38 % жанровой палитры содержательного аспекта верстки Первого канала исследуемого хронологического периода составили телевизионные дискуссии («Время покажет», «Пусть говорят», «На самом деле», «Мужское/женское» и др.), выходящие в строго определенное время будних дней и представленные на экране в давно популярном на современном ТВ формате ток-шоу, предполагающем, как правило, активное или пассивное участие зрителей в студии проекта. Другие 8.4 % журналистского контента пришлись на более сложный жанр – документальные телефильмы, приуроченные к юбилейным датам рождения актеров театра и кино (С. Любшина, Н. Кустинской), деятелей искусств (И. Резника), а также текущему календарному событию (христианскому празднику Светлой Пасхи). Беседа («Жить здорово», «Контрольная закупка») и интервью («Познер», «Смак») образовали третью схожую в процентном соотношении группу (6.5 % и 6 %).
Отдельно отметим в данной и другой связи проект «Вечерний Ургант»: производимый в формате полижанровой программы специально для телеэфира зачастую имеет большую аудиторию в Интернете. Рунет в интерактивно-коммуникационном ракурсе трансформирует телевидение, и экспертное мнение о некоем Интернет-телевизионном симбиозе имеет место. Но только классическое телевидение дает ярко выраженное ощущение сопричастности к событию. По меткому выражению одного из руководителей Первого канала П. Шепина, «Телевизор – это окно в мир. А смартфон – только окошечко».