Аннотация:В фокусе опубликованного интервью главного редактора журнала с проф. Григорьевой Н.С. - оценка качества медицинской помощи.
Качество – очень важная категория для оценки здравоохранения. Есть разные подходы к его определению: есть оценка самими врачами и есть та, которую ставит пациент. В первом случае важнее медицинские аспекты, во втором – удобство получения помощи и обслуживание. Но качество – это всегда измеримая величина.
Важно, для кого мы проводим мониторинг, как дальше будут использоваться полученные сведения. Правильное решение всегда требует комплексной оценки. А мы, как мне кажется, немножко увлеклись анкетированием пациентов.
Например, правительство мониторирует здоровье нации, разрабатывает политику и меры регулирования, обеспечивает правильное расходование государственных средств и оценивает эффективность всех этих усилий. Минздрав отвечает за функционирование рынка медицинских услуг и за защиту интересов потребителей. Для этого нужны сводные данные о здоровье населения, о потребности в тех или иных видах помощи, о доступности и времени ожидания услуг, о финансовых потоках.
Конкретной медицинской организации важно оценить востребованность своих услуг и улучшить их качество. Значит, ей нужна статистика по назначенным и полученным услугам, по удовлетворенности пациентов, агрегированные клинические данные. Врачи хотят знать о результатах своей работы и о лучших клинических практиках.
Пациенты выбирают медицинскую организацию и врача, а для этого нужно понимать, какие есть альтернативы, где расположены другие учреждения, что и с каким качеством там делают. Населению в целом нужно быть уверенным, что «если что» – помощь будет оказана вовремя, правильно и на современном уровне. То есть, знать об эффективности и безопасности помощи – в том числе, по сравнению с другими странами.