Аннотация:В статье приводятся новые сведения по истории Дагестана в VIII-X вв. на основе перевода и комментирования выдержек из сочинений Мискавейха Китаб Таджариб ал-Умам ва Та'акиб ал-Химам («Книга опытов народов и осуществления заданий») и ал-Мукаддаси Китаб ал-бад' ва-Та'рих («Книга сотворения и истории») относящихся к истории народов Восточного Кавказа. Сочинения на арабском языке представляют собой описание всемирной истории, а именно: с событий периода Всемирного потопа до 980 г. Большей частью мусульманский историк Мискавейх повествует о событиях после 951г., очевидцем которых он был. Историческое сочинение Китаб Таджариб как надежный источник было использовано более поздними авторами, такими как Йакут ал-Хамави, Ибн ал-Асир, Ибн Халикан, Ибн Халдун, и др. Выполнено сопоставление сведений о Дагестане сочинения Мискавейха Китаб Таджариб и сочинения ал-Мукаддаси Китаб ал-бад' ва-Та'рих, в последнем содержится описание дагестанского Сарира X в., чтобы выяснить, едино ли происхождение материала у обоих авторов. Сведения о Дагестане приведенные Мискавейхом, сжаты, в большей степени уникальны. В частности, нельзя не признать, что обнаружение самого обстоятельного повествования о вторжении хазар на город Дербент в 183/799 в Китаб Таджариб не внесло в его историю сколько-нибудь определенно – проясняющих данных. Из текста Мутаххара ал-Мукаддаси, видно, что при нем Сарир являлся самым крупным феодальным владением в пределах Кавказских гор. Это обстоятельство вызывает необходимость внести описанные в тексте факты в общий круг данных об истории Дагестана IX-X вв. Для народов Восточного Кавказа в целом сочинения на арабском языке являются источниками знаний в области социально-культурной и политико-экономической истории.