Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 сентября 2021 г.
Аннотация:Статья посвящена мало изученной проблеме формирования документально-художественного жанра – радиофильма. Это первая часть исследования, в которой показано появление и развитие этого жанра в отечественном радиовещании в 1920-1940 гг. Задачи работы заключаются в том, чтобы выявить жанровые особенности радиофильма, определить его место в жанровой структуре радиожурналистики, проследить эволюцию жанра на протяжении указанного периода. Особое место в статье отведено изучению влияния на радиофильм, с одной стороны, технологических изменений, в частности, новых способов звукозаписи, а с другой – практики драматического театра и кинематографа. Объект исследования – радиофильм. Предмет – его жанровые особенности и эволюция в 1920-1940 гг.
Методологической основой статьи являются исторический и сравнительный анализ, обращение к сохранившемуся архивному материалу.
Необходимость исследования данной проблемы вызвана как малой изученностью проблематики, так и стремлением разобраться в терминологической путанице, возникшей в среде теоретиков и практиков в связи с рассматриваемым жанром. В статье проанализированы программы, выходившие на Московском и Ленинградском радио в 1920-1930 гг., а также в условиях перехода к записи на магнитную ленту (начиная с 1945 г.).
Исследование показало, что радиофильм появился в программах радио в годы становления радиовещания. Первые опыты в этом жанре были по сути радиоспектаклями. Следующий этап в развитии жанра – появление возможности записи звука на кинопленку. С использованием этой технологии были созданы программы, подготовленные фабрикой «Радиофильм». Они назывались «звучащими хрониками». Жанр формируется окончательно в послевоенные годы, когда вещание кардинально меняет технологическую основу и большинство радиопрограмм создается в условиях записи на магнитную ленту с последующим монтажом. Имманентным признаком радиофильма является наличие или, скорее, доминирование документальных звукозаписей, образующих единую сюжетную линию. Фонодокументы представляют собой, с одной стороны, главный структурный элемент радиофильма, а с другой, - основное выразительное средство, используемое в этом жанре.
Результатом исследования является предлагаемое авторами определение жанра радиофильма как самостоятельной творческой единицы в структуре документально-художественного вещания.