Аннотация:Коллективом ИФЗ РАН с 2013 года проводятся аэрогравиметрические исследования на
протяженных профилях [2]. Полученные результаты показали, что подобные исследования могут с
успехом использоваться для решения целого ряда задач, среди которых:
- экспериментальная проверка современных глобальных моделей гравитационного поля Земли
[3,5];
- проверка работоспособности новых технологий спутникового позиционирования [1, 10];
- оценка возможного удаления от временных наземных базовых станций (БС) ГНСС, необходимых
для коррекции положения самолета-лаборатории при проведении измерений [6, 8].
Исследования 2013-2014 гг. по последнему указанному направлению изложены в работе [4].
Развертывание временной сети обслуживаемых (как правило) БС требует наличия
стационаров, обеспеченных электричеством и сотрудниками, обладающими квалификацией,
необходимой для проведения необходимых наблюдений, в течение всего периода проведения работ
(порядка нескольких месяцев), а также имеет ряд других особенностей [8, 9].
Анализ показаний временных БС с частотой опроса 10 Гц, размещенных в ПетропавловскеКамчатском и на сейсмостанции «Карымшина» и расположенных на расстоянии ~ 70 км друг от
друга, продемонстрировал, что различия в определении высот (вертикальных перемещений) с их
использованием имеет амплитуды, сравнимые с аналогичными параметрами, вычисленными для
каждой из этих станций и постояннодействующей станции широкозонной Российской системы
дифференциальной коррекции и мониторинга (ШСДКМ), расположенной в г. ПетропавловскКамчатский и имеющей частоту опроса в 1 Гц. Таким образом, использование постоянных ГНССстанций ШСДКМ [11,13,14] с указанной частотой опроса может быть продуктивно для решения
некоторых навигационных задач, возникающих при аэрогравиметрических исследованиях. Очевидно,
это открывает новые возможности для привлечения дополнительной информации, которая может
быть задействована как при проведении контроля данных локальной сети временных базовых
станций, так и для повышения надежности позиционирования измерений на протяженных маршрутах
(в отсутствие временных базовых станций).
В 2015-2017 годах нами был выполнен участок трансконтинентального профиля АрхангельскМурманск (2016 г.), проведены повторные аэрогравиметрические наблюдения по маршруту
Архангельск-Петропавловск-Камчатский – Архангельск и продолжена серия экспериментов по
исследованию возможности обеспечения дифференциального режима аэрогравиметрических работ
(на этапе пост-обработки измерений) с использованием удаленных временных и
постояннодействующих базовых станций ГНСС, расположенных в арктической зоне и средних
широтах.