Аннотация:А. Белый известен не только своими литературными, но и литературоведческими экспериментами. В книге 1934 года «Мастерство Гоголя» он применяет оригинальный метод анализа художественных произведений русского классика, а также проводит параллели с творчеством своих современников. В частности, А. Белый отмечает, что «Сологуб отчетливо осознал гоголевский прием распыленья «всего» до «ничто» (гиперболу умаления); он доводит анализ языкового мифа до осознания соответствий его с жизнью мещан; <…> приемы овеществления мифа напоминают приемы петербургских повестей Гоголя, из которых Достоевский – извлекал свою личность, а Сологуб – безличие». Взяв данное высказывание за отправную точку, мы предприняли попытку проанализировать некоторые аспекты поэтики романа Ф.К. Сологуба «Мелкий бес» с помощью литературоведческих принципов и инструментария, предложенных А. Белым. В результате мы проследили, как реализуется важнейший в художественном мире писателя принцип изображения и разоблачения фиктивного мира провинции – через передачу атмосферы городка и поведение героев, путающих жуткую реальность и проникнутый духом оборотничества вымысел. Сологуб не только усвоил прием фигуры фикции, но и развил его, трансформируя субъективное состояние одного человека в субъективный мир половинчатых свойств, что способствует созданию фантасмагорического эффекта слияния мира живого и мира потустороннего. Деградация нравов, достигая высшей степени, превращается в процесс омертвления, массового и неизбежного. Он начинается с неверия, проходит стадию омертвления разума, постепенно захватывает тело, что проявляется в атомизации жеста, а также отражается в «деградации» цветовой палитры и усилении приема гротеска.