«Грамматическое учение» и модели церковного образования 1720-х ггстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Scopus
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 20 декабря 2019 г.
Аннотация:К началу XVIII в. в России была распространена внесословная «традици-онная модель» обучения грамоте – обучение чтению по азбуке, Часослову и Псалтыри. Петровские реформы создали для духовенства «латинскую модель»: она была описана в «Духовном регламенте» и при поддержке госу-дарства к концу 1730-х гг. стала ориентиром для семинарий, вытеснив тра-диционную. В статье рассматривается появление в 1720-х гг. «грамматиче-ского учения» – еще одной модели образования, связанной с новгородским архиепископом Феодосием Яновским. Оно было ориентировано на препо-давание церковнославянского языка через обучение грамматике. Эта мо-дель предлагалась как альтернативная в указе Синода о воспитании детей в архиерейских школах (от 31 мая 1722 г.). В ряде документов прослежи-вается попытка ее распространения в школы подведомственной Яновско-му епархии. Автор рассматривает материалы дела об аттестации учителей, обучавших детей в столице (1722–1723), а также другие указы и доношения Феодосия, которые позволяют связать его деятельность с указом Синода. Материалы также свидетельствуют о распространении обучения грамоте детей разных сословий. Иродион Тихонов, преподававший в Александро-Невской школе в рамках нового подхода, проводил аттестацию учителей, и его доношения вместе с их собственноручными подписками показывают, что конфликт грамматического и традиционного методов обучения дол-жен рассматриваться в том числе как конфликт двух типов орфографии: грамматический метод, необходимый для обучения правильной церков-нославянской орфографии, реализуемой в печатных церковнославянских текстах, механически распространялся на любой письменный текст, в том числе текст на русском языке, написанный скорописью.