"Кашмирские стихи" Кудси Машхади (1582-1646): проблема жанровой принадлежностистатьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 12 августа 2020 г.
Аннотация:В персоязычной поэзии постклассического периода (XVI–XVII вв.) можно встретить значительное число сравнительно мало изученных произведений, посвященных Кашмиру, – региону, расположенному на северо-западе полуострова Индостан. На настоящий момент в иранистике не существует единого мнения относительно жанровой природы «кашмирских стихов», что и побудило нас рассмотреть эту проблему подробнее. В данной статье предпринята попытка выявить жанровую принадлежность стихов о Кашмире, написанных выдающимся персидским поэтом Кудси Машхади, творчество которого никогда не становилось объектом исследования отечественной иранистики. В результате анализа основных мотивов и топосов «кашмирских стихов» Кудси было установлено, что они относятся к дескриптивной поэзии, при этом дескриптивные мотивы могут быть помещены в контекст восхваления или жалоб. В качестве генетической основы таких произведений выступают, главным образом, мотивы дескриптивной, панегирической и календарной поэзии. Также можно утверждать, что, с точки зрения генезиса, «кашмирские» стихи Кудси не восходят к жанру шахрашуб. Наличие в «кашмирских стихах» Кудси и произведениях, относящихся к жанру шахрашуб, сходных мотивов свидетельствует о переносе последних из жанра в жанр – в данном случае из жанра шахрашуб в жанр описания (васф) или с объекта на объект (с описания города на описание края и наоборот), что демонстрирует прием транспозиции (накл) и отражает стандартные трансформации мотивов в рамках канонического типа творчества. Кроме того, проведенный анализ показал, что термин «буколический» явно не соответствует жанровой природе «кашмирских» стихов Кудси. Исследование генезиса и эволюции «кашмирских» стихов призвано способствовать реконструкции процесса формирования персоязычной пейзажной лирики XIX в.