Воронцов В.С. «… Как свет для горного растения»: Кузебай Герд о значении и задачах дошкольного воспитания удмуртских детей // Ежегодник финно-угорских исследований. 2019. Т.13. Вып.2. С.270-285статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 1 апреля 2020 г.
Аннотация:В статье рассмотрена одна из малоисследованных страниц жизни Кузебая Герда (К.П. Чайникова) как педагога и организатора дошкольного воспитания удмуртских детей. На основе архивных документов показана деятельность К. Герда на посту заведующего подотделом охраны детства Удмуртского областного отдела народного образования и заведующего Вотским дошкольным детским домом № 1 имени Максима Прокопьева. Анализируются педагогические теории и методы воспитания, получившие распространение в нач. ХХ в., представлены оригинальные взгляды К. Герда на воспитание удмуртских детей. Основными требованиями к работе с детьми дошкольного возраста в этот период стали повседневное изучение, учет и исследование психофизических особенностей ребенка, опора его на естественное, «свободное» развитие, формирование самостоятельности, трудовых навыков. Большое внимание уделялось гигиене, воспитательной роли искусства, приобщению детей к исследованию окружающей среды через экскурсии и «живые наблюдения» за природой. Особое значение К. Герд придавал использованию родного языка и детской литературы в процессе воспитания и обучения удмуртских детей. К публикации приложены: заявление К. Герда в удмуртский подотдел отдела народного образования, тексты его выступлений на всероссийских съездах удмуртов – работников просвещения и социалистической культуры по вопросам дошкольного воспитания, в которых раскрываются взгляды К. Герда на природу удмуртского ребенка, значение и задачи дошкольного воспитания детей.