Аннотация:Начиная с 2014 г. в Российской Федерации под влиянием целого ряда факторов, среди которых
главным является девальвация рубля по отношению к основным мировым валютам, меняется
структура туристского рынка: наблюдается сокращение выездного туризма и рост внутренних
туристских потоков. Стратегическим направлением развития внутреннего и въездного туриз-
ма в Российской Федерации является создание туристских кластеров. Трактовка понятия ту-
ристского кластера и процесс кластерообразования в туризме России имеют большое своеобра-
зие. В настоящее время в стране реализуются две модели туристского кластерообразования.
Первая модель – инфраструктурная – реализуется Федеральным агентством по туризму в рам-
ках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской
Федерации (2011–2018 годы)». Кластер трактуется как укрупненный инвестиционный проект,
включающий ряд функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по
отдельным объектам капитального строительства в туристской сфере. Вторая модель – си-
нергетическая – реализуется Министерством экономического развития РФ через региональные
Центры кластерного развития в рамках программ поддержки малого и среднего предпринима-
тельства. В этом случае под региональным туристским кластером понимается сосредоточе-
ние и взаимодействие предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством,
продвижением и реализацией туристского продукта, а также деятельностью, смежной с ту-
ризмом и рекреационными услугами. Особенности реализации двух моделей раскрываются в ста-
тье на примере туристского кластера Вологодской области. При проведении исследования ис-
пользовались описательные и аналитические методы. В ходе полевого этапа работ основными
методами были научное наблюдение и сбор первичных данных. Пассивное наблюдение дополня-
лось проведением неформальных углубленных интервью. Собранная в ходе полевых исследований
информация затем была статистически обработана и теоретически обобщена.
Ключевые слова: кластер, туризм, модели кластерообразования, туристские кластеры в Рос-
сии, Вологодская область, Великий Устюг – родина Деда Мороза.