Аннотация:Статья посвящена исследованию институциональных и процессуальных проблем, связанных с разрешением конфликтов, возникающих в профессиональном и «олимпийском» спорте (спорте высших достижений). Современный спорт стремится обособиться от государственного и международно-правового регулирования, создать свою систему корпоративных норм, субъектами которых являются спортивные организации и спортсмены. И для придания стабильности введенной системе корпоративных правил международные неправительственные организации, возглавляющие мировое спортивное и олимпийское движение, создают и собственные юрисдикционные органы (третейские суды – так называемые спортивные трибуналы), цель которых заключается в том, чтобы рассматривать споры между спортсменами, спортивными организациями по тем корпоративным правилам, которые установлены международными спортивными федерациями и Международным олимпийским комитетом. Возглавляет эту систему спортивных третейских судов – Спортивный арбитражный суд в Лозанне (Швейцария), статус которого детально анализируется в настоящей работе.
Одна из главных проблем, изучению которых в статье уделено особое внимание, - неконсенсуальный, принудительный, по сути, характер распространения юрисдикции спортивных третейских судов на спортсменов, часто сочетающийся с запретом (установленном в корпоративном акте – например, регламенте спортивной федерации) на обращение в государственные суды под угрозой пожизненной дисквалификации. Таким образом, структуры, управляющие мировым профессиональным и олимпийским спортом, требуют от спортсменов отказаться от реализации конституционного права на доступ к правосудию. Но может ли третейская оговорка считаться действительной, если спортсмен не давал согласие на рассмотрение своих споров в третейском суде (арбитраже) и к выбору третейской юрисдикции он, по сути, принуждался? К сожалению, практика свидетельствует, что в большинстве случаев, когда спортсмены игнорируют этот запрет, и обращаются в национальные суды, обжалуя решения спортивного арбитражного суда в Лозанне, последние принимают «политические» решения, максимально учитывающие интересы ведущих сил в мировом спортивном движении.
Насколько устойчива сложившаяся в мире «большого» спорта юрисдикционная система и как долго она может продолжать работать в сложившейся конфигурации – основной вопрос, который поставлен в данной работе.