Аннотация:В статье сформулирована дескриптивная модель развития общегосударственных информационно-управляющих систем на основе, с одной стороны, принципов датацентризма, сетецентризма и командноцентризма и, с другой стороны, представлений об информационно-управляющих системах как о кибернетических системах первого, второго и третьего порядка. Авторами рассмотрены современные тенденции развития общегосударственных информационно-управляющих систем в Российской Федерации — от ситуационных центров поддержки принятия решений до концепции государства как платформы. Сформулировано утверждение о конвергентном развитии датацентрических, сетецентрических и командноцентрических компонентов общегосударственных информационно-управляющих систем при интеграции процессов принятия и реализации решений. Конвергентное развитие обусловлено имманентной двойственностью информационно-управляющих систем ввиду естественного размежевания процессов принятия и реализации решений и, как следствие, наличием систем двух классов — систем поддержки принятия решений (командноцентрических систем) и автоматизированных систем управления (датацентрических систем). Первые решают задачи информатизации процессов принятия решений, последние решают задачи информатизации процессов реализации решений. Развитие систем командноцентрического и датацентрического толка сопровождается их сетевизацией, то есть включением объекта управления в процессы принятия и реализации решений. Авторы утверждают, что информатизация управления должна протекать сбалансированно с равномерным учётом предложенных принципов информатизации; с учётом требований как вертикали, так и горизонтали управления; с учётом информационного включения объекта управления в процессы принятия и реализации решений. В статье проведено критическое осмысление концепции государства как платформы, представлен взгляд на концепцию цифрового государственного управления с позиций диалектики «командноцентризм-датацентризм». Авторами выдвинута гипотеза о способности государственного управления обеспечить сбалансированное развитие общегосударственных информационно-управляющих систем посредством включения объекта управления в процессы принятия и реализации решений (сетевизации) и интеграции процесса управления (диалектического решения проблемы двойственности информационно-управляющих систем). Информатизация вертикали власти при этом меняет понимание роли принципал-агентской модели государственного управления.