Аннотация:Статья посвящена некогда достаточно известному, а ныне почти забытому советскому графику К.И. Финогенову. Его работы 1940-х годов рассматриваются в качестве наглядного примера сосуществования двух основных стратегий, используемых советскими авторами при обращении к теме Великой Отечественной войны. Одна – предполагала визуализацию событий, фактов, лиц, которые художник видел собственными глазами, за ней стоял опыт пребывания автора на линии фронта. Другая – представляла собой идеологическую конструкцию, за которой не стояли (и не могли стоять) личные визуальные впечатления. Как правило, вторая стратегия была направлена на создание образа вождя: Сталина-полководца и стратега, представленного в окружении ближайших соратников.
В статье разница в двух стратегиях осмысливается не просто как тематическое различие, но как различие концептуальное. Переход от изображения солдат к изображению вождей влек за собой жанровые, темпоральные, композиционные, интонационные трансформации образа войны. В трактовке советских художников 1940-х годов солдат пребывал «в настоящем», предполагалось, что место в истории ему отведут потомки, для которых художник и создает необходимые документальные свидетельства. Вождь же уже пребывал в истории. Художник фиксировал для потомков факт понимания и признания современниками его исторического статуса.