Аннотация:В статье предпринята попытка выявить представления современных российских студентов и слушателей учреждений дополнительного образования о бессмертии, рае и аде. Помимо религиозного аспекта (учитывались конфессиональные пристрастия респондентов и глубина их веры), в исследовании проанализирована готовность рассматривать рай и ад как аналог5справедливого воздаяния в земной жизни. В игровых и дискуссионных процедурах выявлялась готовность молодых людей анализировать возможные плюсы и минусы разных вариантов бессмертия. В рассуждениях многих участников обнаружилась некоторая растерянность, связанная как c однообразием вечности и возможностью деградации от безделья, так и с несправедливостью в приобщении к вечности людей недостойных. В специально разработанной анкете респондентам предлагались вопросы, соотносимые со многими неоднозначными проблемами оценки (и самооценки) человеком своих действий и поступков. Часть вопросов задавалась в провокационно парадоксальном виде, предполагающем готовность респондентов учитывать в своих ответах и общий уровень развития, и моральную зрелость личности, когда одно и то же воздаяние (награда или наказание) разными людьми может восприниматься позитивно или негативно. Кроме представлений студентов, оценивалась также и степень их уверенности в собственных ответах. Представления о загробной жизни соотносились с доминирующими взглядами авторитетов разных религиозно мистических направлений на потустороннюю жизнь. При этом учитывались и тенденции в эволюции взглядов на рай и ад в общем культурно историческом контексте. Полученные данные свидетельствуют о готовности подавляющего большинства респондентов размышлять о том, что есть рай и ад, хотя сами их представления оказались очень абстрактными, соотносимыми с идеями справедливости (воздаяние по делам) лишь в небольшой степени, при этом сама справедливость оказалась очень разноплановой. Все это согласуется с общей ситуацией в науке, искусстве, философии и богословии, когда именно представления о рае и аде в большинстве случаев оказываются минимально конкретизированными, а также с релятивистскими представлениями о справедливости. Такая неоднозначность дает личности право самой определить для себя смысл рая и ада, которые в итоге и становятся регуляторами жизни человека, а также основой его совести (как главного судьи совершенных дел и поступков). В статье отмечается также деликатность изучения представлений человека о загробной жизни (как вторжение в священные вопросы жизни и смерти), что сильно ограничило авторов как в проведении эмпирического исследования, так и в интерпретации полученных результатов.