Аннотация:Объектом исследования являются описания изображений, полученные экспериментальным путем и проанализированные в парадигме коммуникативной грамматики. В статье обосновывается значимость лингвистического изучения подобного материала для моделирования речевой деятельности и характеризуются три стратегии, использованные респондентами при описании изображений: буквальная, расширенная и ассоциативная. Использование говорящими расширенной и ассоциативной стратегий при выполнении задания, сформулированного как требование ответить на вопросы «Что вы видите?» или «Что на картинке?», рассматривается как результат внутреннего переформулирования этих заданий. Результаты исследования могут быть использованы для подтверждения, расширения и корректировки данных ассоциативных словарей; для изучения передачи невизуальных смыслов, в том числе оценочных, с помощью изображений; для разработки методов приближения текстов, генерируемых компьютером, к человеческим, а не просто человекоподобным (при условии, если такая задача рассматривается); для исследования языковых проявлений творческой способности.