Аннотация:В статье исследуются сети создания стоимости - современные формы хозяйственного взаимодействия, занимающие промежуточную позицию между фирмой и рынком. Авторы проводят классификацию сетевых структур по различным критериям, описывают особенности различных типов сетей. Проведенное исследование позволяет авторам сделать вывод, что основой устойчивости сетевых структур выступает формирование специфического капитала, приносящего отдачу в рамках сетевых отношений и не имеющего значимой ценности для отношений с другими контрагентами. В работе предлагается авторская классификация видов специфического капитала. Большое внимание уделяется проблеме распределения добавленной стоимости между компаниями-интеграторами и другими участниками сети. В работе предлагается методика анализа распределения добавленной стоимости между участниками сети, опирающаяся на сравнении между собой относительных величин - рентабельности активов (отношение операционной прибыли к среднегодовой балансовой стоимости активов) и средней заработной платы компаний-участников. В качестве объектов исследования выступают глобальные сети, формирующиеся в авиа- и автомобилестроении. Проведенное исследование опровергает распространенную точку зрения, что компании-интеграторы присваивают себе большую долю экономической ренты. Выдвигается гипотеза, что распределение добавленной стоимости между участниками сетевых отношений может основываться на реципрокном обмене власти на экономическую выгоду: присваивая распорядительную власть, компании-интеграторы расплачиваются за это меньшей долей в коллективной эффективности - перераспределение экономической ренты внутри сети может происходить не только в пользу центральных компаний, но и в пользу их партнеров.