Аннотация:В статье с опорой на работы Ю.М. Лотмана и Т.В. Цивьян представляются и обосновываются понятия «грамматика и словарь лингвокультуры». Грамматика лингвокультуры определяется как базовые классы единиц, их категории, система, структура, отношения и функционирование. Словарь лингвокультуры есть
совокупность культурно насыщенных единиц, т.е. оязыковленных / поддающихся оязыковлению культурных смыслов и образов. И грамматика, и словарь лингвокультуры подлежат не только выявлению, но и системному описанию. Понятие «лингвокультура» рассматривается в сопоставлении с понятиями «языковая картина мира» и «образ мира». Лингвокультура понимается как феномен лингво-когнитивный, формируемый в первую очередь культурными смыслами и находящимися с ними в отношениях взаимосвязанности образами сознания в их вербальных одеждах; это третья семиотическая система, возникающая в рамках некоторого сообщества на участке пересечения / наложения языка и культуры данного сообщества и формируемая спаянными культурой общими компонентами образа мира и языкового сознания. Лингвокультура рассматривается как объект, ее грамматика и словарь выступают как предмет психолингвокультурологии – нового направления, изучающего живое взаимодействие языка и культуры сквозь призму человека говорящего. В статье проводится психолингвокультурологический анализ единицы ПТИЦА, позволяющий выявить и наглядно продемонстрировать ее вхождение в когнитивную, метафорическую, эталонную и символьную подсистемы лингвокультуры. Данный анализ конкретного языкового материала доказывает целесообразность подобного подхода, поскольку он позволяет системно выявить и описать функционально значимые для культуры смыслы, стоящие за знаками языка.