Аннотация:Предметом исследования настоящей статьи являются основные позиции и положения инсталляционного дискурса, то есть ключевых текстов, которые посвящены инсталляции и сформировали представление об этой художественной практике. Инсталляционный дискурс появился на Западе в начале 1960-х годов и к настоящему моменту получил полноценное развитие, так что в нём можно выделить "узловые точки", "объективные понятия", а также основные позиции или направления анализа инсталляции. В качестве элементов дискурса рассматриваются как академические монографии, так и арт-критика, тексты художников, выставочные каталоги. В статье используются методы дискурс-анализа Э. Лакло, Ш. Муфф, Н. Фэркло, а также общая теория дискурса М. Фуко, изложенная в "Археологии знания". Проведённый дискурс-анализ позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, три главных направления в инсталляционном дискурсе можно соотнести с тремя "поворотами" в философии и гуманитарной мысли ХХ века: феноменологическим, лингвистическим и перформативным. Во-вторых, благодаря дискурс-анализу можно проследить, каким значением "узловые точки" наделяются в различных направлениях дискурса. В-третьих, дискурс-анализ даёт представление об "объективных понятиях" дискурса, которые лежат в основе понимания инсталляции на современном этапе: "театральность"; интермедиальность; "разомкнутый", анти-объектный характер инсталляции; сайт-специфичность; институциональная критика; мультисенсорность и эфемерность.