Аннотация:Современное состояние методологии исторического и археологического исследований не стоит на месте. В число инструментариев используемых в данной области с начала 1990-х гг. входят программы трёхмерного моделирования. Первые подходы к синтезу источников с использованием программ трёхмерного моделирования были сформулированы ещё в 1990 гг. археологом Полом Рейлли в ряде статей и монографии «Археология и информационный век: глобальные перспективы», он и стал основателем направления «виртуальная археология» (анг. virtual archaeology, digital archaeology); разработанная им методологическая база оказала определённое влияние на формирование прикладных областей виртуальной палеоантропологии и цифровой истории (анг. digital history). В России процесс внедрения технологий трёхмерного моделирования в исторические и археологические исследованиях начался в начале 2000-х гг.
Значительное влияние на распространение внедрения технологий трёхмерного моделирования в исторических и археологических исследованиях оказала деятельность Российской ассоциации «История и компьютер».