Место издания:Издательство Санкт-Петербургского университета Санкт-Петербург
Первая страница:223
Последняя страница:241
Аннотация:В статье анализируется мировоззрение просвещенного монарха в его соотношении с идеями философов XVIII в., некоторые из них провели не один год при его дворе. Рассматриваются представления прусского короля относительно метафизики, морали, религии, политики. Проводятся параллели между его взглядами на проблемы познания, социального устройства и воззрениями просветителей. По ряду позиций, например в отношении критики священнослужителей, Фридрих был очень близок своим французским современникам, занимавшимся философскими вопросами. Вместе с тем его социальная программа не предполагала отказа от абсолютной монархии как формы правления, он не видел необходимости в серьезных политических реформах. С позиции сегодняшнего дня философские убеждения Фридриха вряд ли дают основания причислять его к типичным представителям просветительской мысли, хотя влияние просветительской философии на формирование его мировосприятия несомненно. Отдельные элементы просветительской традиции прочно вошли в арсенал его повседневных суждений. Так, например, он постоянно заявлял о необходимости при рассмотрении фактов отбросить все предрассудки, ставить истину выше каких бы то ни было сиюминутных, практических соображений, говорил о пользе свободы мнений, критиковал священнослужителей за увлеченность мирскими благами и многочисленные злоупотребления. Он выступал против догматизма в философии и требовал подвергать суду разума претендующие на истину учения, невзирая на степень их распространенности и авторитет. Просветительская идеология нашла свое отражение в некоторых предпринятых королем реформах: здесь и защита свободы вероисповедания, и введение всеобщего начального образования, и новое прусское законодательство. Философские взгляды Фридриха Великого сложно признать относящимися к классической просвещенческой парадигме. В то же время определенная зависимость его мировосприятия от этой парадигмы несомненна.