Аннотация:В статье поднимается сложная философская проблема – рассматривается апофатическая составляющая русской культуры. Уделяется большое внимание языковым явлениям, лексическим единицам, несущим отрицательную семантику (невыразимый, несказанный, неведомый и т. д.), а также фольклорным образам, связанным с эстетикой невыразимого и иномирной действительностью. В русской литературе эстетику невыразимого открыл В.А. Жуковский. В статьях литературоведов и философов последних десяти лет отечественной гуманитаристки понятия «апофатика», «апофатический» употребляются достаточно широко, ученые выходят за рамки богословской сферы. С апофатикой в литературе связывают все необъяснимое, невыразимое с точки зрения доступных средств языка. Особенно апофатичны поэтические тексты, потому что поэзия метафорична, а за метафорой кроется миф. Это приводит исследователя к вопросам взаимоотношений литературы и мифа, к диалектической триаде «миф – фольклор – литература». В русском национальном образе мира апофатическая традиция сопряжена не только с возможным отрицанием определений божественной сущности, но и с фольклорным архаическим мировоззрением, с поисками «иного царства», мортальной составляющей культуры. Танатос также трудно объяснить, как и другие формы Абсолюта (Красоту, Эрос), с которыми связывают апофатический эффект в поэтике В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева, М.И. Цветаевой.