Аннотация:РефератАктуальность исследования состоит в необходимости понять, какие факторы определяют самооценки волевых качеств (ВК) личности. Цель и предмет исследования. Работа направлена на изучении психологических механизмов, определяющих представления человека о развитии у него ВК. Анализируется роль осмысленности жизни и ориентации на действие в самооценках студентов степени выраженности своих ВК. Последние понимаются как готовность человека проявлять в своих возможных действиях определенные характеристики (настойчивость, решительность, смелость и т.д.), которые традиционно считаются ВК. Методики и выборка. Участники исследования - 943 студента (средний возраст – 19,5 лет), выполняли следующие методики: методика самооценки ВК (В.А. Иванников, Е.В. Эйдман), тест-опросник Ю. Куля (НАКЕМР-90) в адаптации С.А. Шапкина, тест смысложизненных ориентаций в адаптации Д.А. Леонтьева. В качестве зависимых переменных использовались суммарный балл ВК и средние значения четырех групп ВК, связанных с регуляцией: эмоций, энергетического обеспечения действия, исполнения действия и мотивации принятия действия к исполнению. Результаты. Студенты, имеющие самые низкие показатели осмысленности жизни (ОЖ) и ориентации на действие (ОД), показывают и самые низкие самооценки волевых качеств. И наоборот, лица с высокими показателями по обоим тестам показывают самые высокие самооценки. Регрессионный анализ с учетом вклада медиатора показал, что и ОЖ, и ОД оказывают статистически достоверный вклад в дисперсию самооценок. Но объяснительная и предсказательная сила ОЖ в несколько раз выше, чем КД. При этом была выявлена различная сила влияния ОЖ и ОД (как основного предиктора или медиатора) на различные группы волевых качеств, связанных с регуляцией указанных выше четырех различных сторон регуляции действий и выделенных нами в ходе факторного анализа. Выводы. Полученные результаты подтверждают теоретические представления В.А. Иванникова о психологических механизмах волевой регуляции личности, а именно об особой роли смысла в процессе переноса побудительной силы мотива на цель, что объясняет подтвержденную нами эмпирически преимущественную связь смысловых образований личности с самооценками ВК, а также особого вклада такого ресурса регуляции направленности деятельности человека как ОД.Ключевые слова: воля, самооценка волевых качеств, осмысленность жизни, ориентация на действие, медиаторный анализ.Abstract. This study examined a set of personality traits related to self-control or will-power (WP), and how self-ratings of these WP-traits are influenced by the cognitive constructs of action (versus state) orientation and sense-making. 943 university students, aged between 17 and 29 (M= 19.5 years), volunteered to complete Kuhl's (1996) Action-State Orientation (ASO) Scale, Life-Meaning Orientation Test (LMOT) as a proxy measure of sense-making capacity, and self-ratings of self-control traits, such as “persistence”, “decisiveness” or “self-discipline” that produced an aggregate measure of WP and four WP factors reflecting (1) emotional regulation, (2) commitment to action, (3) energy and (4) execution. State-oriented ineffective sense-makers (those who scored low on both ASO and LMOT) rated themselves the lowest on WP traits. Similarly, action-oriented effective sense-makers (high scorers on both ASO and LMOT) produced the highest WP self-ratings. Mediator-modelling regression analyses showed ASO and LMOT to be predictive of WP self-ratings – both independently, and by mediating each other’s influence on aggregate WP ratings. However, predictive power of LMOT was substantially higher than that of ASO, and the overall pattern of prediction varied across the four WP sub-factors. Results confirm the role of sense-making as a key mechanism of WP, and its interactions with cognitive resources such as ASO.Keywords: will-power traits, self-ratings, sense-making, meaningfulness of personal experience, action orientation, mediation modelling.