Когнитивное функционирование и успешность освоения русского языка на основном уровне общего образования: взаимосвязи при умственной отсталости легкой степени и типичном развитиистатья
Аннотация:В статье приведены результаты эмпирического исследования взаимосвязей показателей когнитивного функционирования и успешности освоения русского языка как родного в группах подростков с типичным развитием и при умственной отсталости легкой степени (F70; МКБ – 10). В исследовании приняли участие 110 учеников, обучающихся в 5–9 классах 1) общеобразовательной организации и 2) образовательного учреждения, реализующего программы специальной (коррекционной) школы VIII вида. Формирование выборки типично развивающихся школьников осуществлялось с помощью технологии подбора по критериям количества лет обучения в школе, пола ученика, полной или неполной семьи, количества детей в семье и уровня образования матери. Для диагностики показателей когнитивного функционирования использовалась компьютеризированная батарея тестов. Для оценки успешности освоения русского языка применялась проверка техники чтения текстов в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования. Использовались методы дисперсионного и корреляционного анализа. Различия между группами типично и атипично развивающихся школьников основного уровня общего образования получены по всем показателям когнитивного функционирования – с наибольшим размером эффекта для невербального интеллекта и наименьшим размером для скорости переработки информации. Выявлены различия и по всем показателям успешности освоения русского языка как родного: темпу чтения, а также в процентном распределении обучающихся по способу чтения, количеству ошибок и пониманию смысла прочитанного текста. Показано, что структура взаимосвязей показателей когнитивного функционирования у типично развивающихся подростков является более дифференцированной в сравнении с их сверстниками с атипичным развитием. Среди показателей успешности освоения русского языка в контексте взаимосвязей с когнитивными характеристиками наибольшие различия между группами подростков с типичным и атипичным развитием получены для степени понимания смысла текста. Кроме того, различия в структуре взаимосвязей связаны также с актуализацией рабочей памяти только в группе подростков с типичным развитием и ее прямо пропорциональным отношением с количеством ошибок при чтении текста. Сходства между подростками с типичным и атипичным развитием в контексте взаимосвязей с когнитивным развитием обнаружены для показателей темпа и способа чтения текстов: в обеих группах обучающихся на основном уровне общего образования, когда навык чтения уже сформировался, ни одна из анализируемых когнитивных характеристик не взаимосвязана с темпом и способом чтения.